Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Утром произносим в молитве: "Вот заповеди, в выполнении которых нет установленной меры". В конце списка стоит: ותלמוד תורה כנגד כולם, "Но изучение Торы равноценно исполнению всех этих заповедей". То есть она одна стоит всех приведенных в списке очень и очень желательных мицвот. Что это за взвешивание такое?
Понятно, что никаких весов для оценки заповедей нет. Как и весов для оценки нарушений. Хотя и существует следующее представление о нас самих: жить следует так, будто каждое наше действие может оказаться роковым для всего мира – или к спасению, или к исчезновению. Дескать, на личном суде каждого человека вес заслуг уравновешен весом нарушений, и, если этот человек сейчас выберет в очередном поступке некое действие, которое ляжет на чашу заслуг или на чашу нарушений, это может стать для него последним жизненным актом – весы качнутся в ту или иную сторону, так что так и войдет в приговор: праведник он или злодей. А заодно и для всего мира, у которого тоже в этом плане полное равновесие, все ждут финального поступка одного человека, его действия: если ошибся – все рухнет, если не ошибся, поступил как должно – все спасено. (Я написал в третьем лицо: он поступит, от него все зависит. А ведь на самом деле ни от кого ничего не зависит, только от меня. Так написал Рамбам: этим правилом стоит оценивать свои поступки. Свои, а не чужие.)
Да вот только нет таких весов. Даже мысленно, ибо заслуги и прегрешения если измеряются, то в разных духовных единицах. Их нельзя положить в виде гирек на разные чашки весов. Просто мы знаем, что каким-то образом всё это оценивается – и текущий наш выбор может оказаться критическим, т.е. последним и бесповоротным.
Но вот какая возникает проблема. Давайте-ка я скажу окружающим, что иду учить Талмуд, он мне привычен и мил, а вот ханукальные свечи (скоро как раз Ханука) зажигать сегодня не буду, потому что изучение Торы стоит всех остальных заповедей, включая тех, что связаны с Ханукой. Понятно, так никто не скажет. Но хотелось бы знать, если я займусь тем, что мне привычней и больше нравится – как это отразится на моем статусе соблюдающего еврея? Ведь сказано же: "изучение Торы равноценно исполнению всех заповедей", а значит, введена шкала предпочтений, а значит, есть выбор – вот я и выбираю!
Вы правы, на самом деле тут все просто: иди и соблюдай то, что положено по календарю, по срокам, по твоим возможностям. Зажигай свечи, потом, если невтерпеж, иди и учись. Тем не менее, что означает "равноценно исполнению"? А то и означает, что если решил вместо одного выполнить другое намеренно, а не в силу обстоятельств, но мог выполнить и то, и другое, то так и будет отмечено: не выполнено! Присутствует в этом если не минус, если не нарушение, то все равно намерение уклониться. Например, я намеренно уклонился от помощи своему ближнему тем, что ушел с головой в учебу и не поехал к нему на свадьбу, хотя мог и поехать, а потом догнать в учебе то, что пропустил. Мог, но не сделал. Не нарушение, но отметка. Короче, фраза "равноценно исполнению всех заповедей" сказана исключительно для того, чтобы подчеркнуть важность изучения Торы, а не для того, чтобы мериться исполненными заповедями как силой на спортплощадке или умением решать задачи на школьной олимпиаде.
На этой неделе, в один и тот же день и час, в разных городах у нас (у меня и моей супруги) сразу два приглашения на свадьбы: одна у наших мехутоним, ближайших родственников (дай им, Бог, жить счастливо и правильно!), другая – в семье друзей. Постараюсь пусть по часу быть везде, хотя у меня как раз вечерний колель. Мазаль тов всем заинтересованным лицам и всему еврейскому миру!