Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И сказал рабби Иеошуа бен Хананья: Бедняк дает больше богачу (принимая милостыню), чем богач бедняку (давая ее).»Ваикра Рабба 34:11

Десятина. Частный случай

Отложить Отложено

Многодетная семья живет в отдельном доме, расходы большие, доходов не хватает, но люди стараются исполнять заповедь отделения десятины, передавая положенную часть доходов в пользу бедных, а также на различные проекты в еврейских организациях (например, на Толдот Ешурун или на Проект перевода Талмуда).

От этой семьи поступил следующий вопрос. Подросли два старших сына, которые стали регулярно зарабатывать деньги, работая удаленно в том, что почему-то называется сферой программного обеспечения. Деньги пока совсем небольшие. Оба молодых человека продолжают жить в родительском доме. Как поступить с десятиной от их заработка? Пока наблюдается следующая тенденция: оба передают родителям свою цдаку в виде помощи малоимущей семье, ибо их родители это и есть малоимущая семья. Остальные деньги молодые люди – с разрешения мамы и папы – тратят на себя. Верно ли такое поведение с точки зрения нашего закона?

Оказывается, есть два варианта. (1) Оба юноши продолжают быть членами семьи. (2) Оба как бы вычленяются из семьи, и их пребывание в общем доме можно рассматривать как своего рода съем жилья с соответствующей платой ее хозяевам, т.е. родителям.

В первом случае имеем такой расклад. Общее правило для всех семей в еврейском народе (таков подход Талмуда): все деньги семьи – уже наличествующие и в виде поступающих доходов любого вида (зарплата; подарки, полученные любым членом семьи; находки, найденные в широком поле) – все это принадлежит отцу. Всё! В реалиях нашего времени, когда семьей управляют оба родителя, последних можно рассматривать как "коллективного папу", поэтому будет говорить об отце. Получая деньги, отец отделяет от них десятину и передает куда надо.

Два молодых человека, оставшись жить в семье как ее члены, как бы отдают все свои деньги отцу. Даже если существует негласный договор, что эти деньги они оставляют себе. Просто на них, на эти деньги, надо смотреть как на подарок отца. Пусть оба молодых человека зарабатывают вместе десять тысяч шекелей в месяц. Из них тысяча – это десятина от их заработка, который по существу принадлежит отцу. Этой десятиной распоряжается отец как частью своей десятины.

Допустим, родители тоже получают десять тысяч – деньги по нашему времени минимальные для огромной семьи, поэтому она считается бедной. Отец отделяет от своих денег на десятину тоже тысячу шекелей. Вместе с полученными от двух сыновей получается две тысячи шекелей. Это и есть десятина семьи, которая отдается "наружу" – на цдаку остальным евреям.

Смотреть на тысячу шекелей, полученных от сыновей, как на деньги, полученные на собственную бедность, тут не стоит. Ибо доходы сыновей – часть общих доходов отца и матери.

Второй вариант: сыновья – своего рода постояльцы. Они платят за проживание, а также, может быть, за питание и услуги – в режиме "все включено". (Если никак не платят – то это вариант "бедных родственников", которых приютили бесплатно, что отнюдь не снимает с них обязанности отдавать еврейскому народу свою тысячу шекелей в качестве десятины.) В таком варианте отец получает от "постояльцев" плату – пусть даже один шекель, это уж как они договорились (ибо родители любят своих детей). Главное, что этот один шекель идет в счет доходов отца, который теперь должен отдавать на цдаку тысячу своих шекелей плюс десять агорот от полученной от сыновей платы. И эти постояльцы вправе распоряжаться своей десятиной (своей тысячью шекелей) как им заблагорассудится. Могут сами передавать ее людям или синагоге, а могут отдать родителям, чтобы те распорядились ею, исполняя роль "посланцев мицвы". А также могут отдать родителям как нуждающимся евреям. В последнем случае эта тысяча шекелей становятся частью доходов отца и от них он обязан отделить десятую часть – сто шекелей.

Итак, в первом случае (когда сыновья продолжают жить в общем семейном коллективе) на цдаку папа и мама ежемесячно отдают две тысячи шекелей (одну тысячу – от своих заработков, вторую – от заработков обоих сыновей). Во втором случае (когда сыновья живут на съеме) цдака, которую отдает отец еврейской общине, равна тысяче ста шекелям. (Прибавленные сто – не что иное, как десятина от цдаки, полученной от сыновей-постояльцев.)

Напоследок напоминание, о котором я уже писал, – совсем из другой оперы. Иногда рассказывают о таком случае: человеку при устройстве на работу работодатель говорит, что зарплата такая-то и в нее включена десятина, которую он, работодатель, берется передавать как цдаку куда надо. Вопрос: свободен ли такой работник от заповеди десятины, поскольку он уже передал ее работодателю на его усмотрение? Ответ: по большинству мнений, нет, такой работник, несмотря на договор с работодателем, обязан отделить десятину из тех денег, которые он получает на руки. (Если, регулярно получая деньги, он тут же – по условию найма – отдает десятину боссу, чтобы тот распорядился ими как цдакой для кого-то, то этот номер авторитетами считается как не совсем законный.)

Теги: Цдака, Еврейская семья, Десятина