Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Насколько хорошо мы знакомы с Потопом

Отложить Отложено

Только что в субботу снова читали в Торе о Потопе. К описанию Потопа за много лет знакомства с Торой мы уж привыкли и считаем его чем-то давно нам известным и понятным. А меж тем не все так просто и в этой теме. Ровно семнадцать лет назад взялся я за перевод книги Адассы Меламед "Всемирный потоп, Бермудский треугольник, дрейф материков". Книга, в высшей степени любопытная, в которой предпринята попытка увязать воедино научные сведения из истории нашей планеты и воззрения комментаторов Торы на события эпохи Всемирного потопа. Автор предположил, что всему виной столкновение Марса с Землей – не лобовое, а по касательной, – чему, в принципе не противоречат научные гипотезы, описывающие состояние планет солнечной системы в эпоху неустойчивых орбит вокруг Солнца. Привожу небольшой отрывок из того перевода – не как то, с чем я, выпускник физтеха, полностью согласен, а как образчик гибкого подхода к тому, что считается пограничной зоной между воззрениями Торы и наукой, как мы ее понимаем. Не однозначно было как в том Потопе, так и в мидрашах, которые Потоп описывают.

Потопа не было в Эрец Исраэль. Об этом сказано у пророка (Йехезкель 22:24): "Страна… лишенная дождя в день ярости". Но и в ней умерли люди – из-за предельно повышенной температуры паров в атмосфере ("Меам Лоэз"). В живых на планете остались только океанские рыбы ("Ялкут Шимони" на раздел "Ноах" 7; трактат "Санедрин" 108) и создания, укрывшиеся в ковчеге Ноаха, – от них зародилась новая фауна на земле. Но и всем, кто спасся на ковчеге, сначала пришлось пройти через страшные испытания, длившиеся ровно год, через огонь и воду – два тяжелейших судилища преисподней. И действительно, дожди Потопа были холодны, как снег, а вода, бьющая из бездны, была горячей, как кипяток ("Зоар" 66).

Лишь после завершения этого кошмарного года Ноах и его семейство получили разрешение покинуть ковчег. Всевышний благословил их особым благословением – чтобы плодились и размножались, вновь заселяя землю. Ноах возвел жертвенник, на котором принес Всевышнему жертвы. После чего Творец мира пообещал ему ("Берешит" 8:22): "Впредь, пока существует земля, не прекратятся сев и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь". Комментатор Сфорно поясняет: "Не прекратятся – т.е. не изменят того природного порядка, который приобрели сразу после Потопа. А именно: сегодня солнце движется по траектории, наклонной к небесному экватору, в то время как до Потопа оно двигалось точно в плоскости экватора, поэтому на земле царила вечная весна. В этом заключалось главное изменение для живой природы. Всевышний провозгласил, что отныне так и будет, – до тех пор, пока Он не вернет все к изначальному состоянию; как сказано (Йешаяу 66:22): "Новую землю Я создам". Возвратится солнце к своему движению вдоль небесного экватора, как было до Потопа".

То же самое пишет Мальбим: "Тот факт, что в наших широтах иногда обнаруживают в земле кости слонов и обезьян, обычно живущих на далеком юге, объясняется тем, что в дни Потопа земля изменила направление своей оси. Страны, которые ранее были теплыми, покрылись снегами и ледниками. Но до Потопа между эклиптикой (траекторией годового движения солнца на небесной сфере) и небесным экватором не было угла в 23 градуса".

К слову сказать, именно этим объясняется тот странный факт, что в северных странах в земле обнаруживается много больше остатков былых растений и животных, чем в земле нынешних теплых стран. Видимо, в год Потопа наша планета получила удар, изменивший направление оси ее суточного вращения. Раньше земная ось была перпендикулярна плоскости обращения вокруг солнца, в результате удара она повернулась на 23° 27'. Обе темы (наклон оси и появление сезонов) нашли свое отражение в одном стихе книги Теилим (74:17): "Ты определил все пре­делы земли, создал лето и зиму". Комментатор Радак объясняет: "Все пределы земли" – семь материковых анклавов, отличающихся один от другого. Другими словами, слова "Ты создал семь материков" указывают на прямую связь с возникновением лета и зимы, новым природным явлением, возникшим после Потопа.

Одновременно с этим Всевышний установил вечный союз со всем живым на земле ("Берешит" 9:12-15): "Свою радугу помещаю Я в облако, и будет она знаком союза между Мной и землей. И будет: когда наведу облако на землю, появится радуга в облаке, и вспомню Я Свой союз… И уже не обернутся воды потопом, чтобы погубить всю плоть".

Комментатор Кли-Якар указывает, что радуга появляется как искривление траектории солнечных лучей во влажном воздухе. Но до Потопа и во время Потопа с почвы поднимался густой пар, не позволявший солнечному свету беспрепятственно проникать вглубь земной атмосферы. Стояли непрерывные сумерки. Установив новый союз, Всевышний как бы обещал, что отныне над землей не будут клубиться сплошные облака и поэтому лучи солнца смогут беспрепятственно создавать в небе прекрасную картину – многоцветную радугу.

Что мне нравится в подобных описаниях – не столько то, как они справляются с исторической темой, сколько их огромный заряд прорваться в будущее, предлагая нам немыслимые и головокружительные пророчества. Вот скажите, чем закончится нынешнее наше противостояние с пропалестинским миром и его обслуживающими инстанциями типа ООН? Это же тайна, которая раскрывается перед нами во всей своей необычайной форме формата "не может быть!" Я бы уподобил такие события геометрическому пересечению нашего трехмерного мира некими загадочными фигурами из мира четырехмерного. Вы как хотите, а я предлагаю относиться ко всему этому спокойно, продолжать соблюдать заветы Торы и учить ее. Уж если прошлое столь запутанно, то что спрашивать с будущего!

Теги: Палестина, Потоп, Ноах, Тора и Наука