Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Еврейские пророки были прорицателями – именно в том смысле, как понимают функцию прорицания и предвиденья все народы мира. Невиим смотрели в будущее и рассказывали о нем людям. Но, в отличие от гойских пророчеств, у еврейских была одна особенность, сделавшая их великими. Они не просто поднимали завесу над грядущим – они показывали, что́ будет, если вы, люди (здесь точнее было бы сказать – евреи), продолжите грешить, и что вас ждет, если прекратите. То есть будущее можно изменить (неизменяемых будущих, так учит Тора, вообще не существует, вернее они как бы существуют, но только если ничего не предпринимать, не пытаться их изменить). В принципе, в этом цель пророчества – помочь людям оценить свое сегодняшнее поведение с точки зрения дня завтрашнего. Евреям Торы вообще не нужны ни Ванга, ни Нострадамус, евреям нужно знать, что от них требуется сделать сейчас и здесь.
Классический пример – пророк Йона. (Если честно, я бы не брался за эту тему, ведь Йом-Кипур, когда читают мафтир Йоны, прошел вчера. Вчерашние новости – всегда старости. Не освещаем же мы тему недельных разделов Торы, опаздывая, извините, на неделю. Но именно в случае с Йом-Кипуром дело обстоит несколько иначе. Мы молились и поняли, что без исправления в себе дело дальше не пойдет. Сегодня осталось выяснить, о каком исправлении идет речь. Хватит с нас общих слов.)
Поводом для этой короткой заметки явился перевод прекрасной статьи рава Яакова Галинского, шалита, в журнале "Беерот Ицхак", #297, попавший в мои руки буквально на днях. (Кстати, всем рекомендую этот журнал.) Статья называется ""Кто виноват?" В ней раввин аргументированно и со всеми ссылками показывает, как работает принцип "от выбора человека зависит судьба всего мира". Обязательно посмотрите!
Мне же вдруг вспомнилось, что я уже писал на похожую тему, но несколько в ином ключе: почему Йона, получив задание пойти в Нинвэ и там пророчествовать (т.е. показать жителям, что их ждет, если они не исправятся), отказался его выполнять и буквально рванул за границу.
Пророк рассуждал так (перевод из Мидраша, см. здесь): я знаю, что неевреи города Нинвэ близки к раскаянию. Получается, что, как только я выполню Его задание (и они оставят свои плохие дела), Он умерит Свой гнев в их адрес и простит их. Но против евреев, наоборот, возрастет Его гнев, ибо так Он скажет: неевреи (древние народы мира), которым Я не давал законов Торы, возвращаются на хорошие пути, как только видят опасность; но народ Израиля, к которому Я постоянно обращаюсь через пророков, не возвращается, проявляя упрямство! (Конец отрывка.)
Вопрос: разве Йона, будучи пророком, не знал, что убежать ему не удастся, а вот попытка ослушания, возможно, будет ему зачтена в осуждение? Ответ прост: ему надо было сделать так, чтобы гнев Всевышнего на евреев после исправления жителей Нинвэ был минимизирован. Как это? Очень просто. Неевреи, как ему открылось, опять вернутся к грехам (это и произошло через сорок лет после акции Йоны в городе). Да и исправление их было ненастоящим, притворным, сиюминутным. Им стало известно, что к ним идет пророк, который только что побывал в чреве рыбы и выжил. Об этом им рассказали моряки с корабля, на котором спасался бегством Йона. Исправление из страха засчитывается, но оно почти всегда оказывается некрепким: причина страха проходит – человек возвращается на свои круги и квадраты.
Так что Йона все сделал правильно: сначала сбежал, а потом молитвами дождался чуда, которое в конечном счете толкнуло неевреев в правильную сторону, но долго держать их на правильной стороне не смогло, в результате евреи не понесли наказания как самый упрямый, упёртый и жестоковыйный народ в мире. Пророк надеялся на чудо. Пророкам это разрешается (а вот нам нет).
Если по большому счету, то мы настолько жестоковыйны, что именно в силу этого не самого приятного качества стали народом вечным. Могу обозначить вам всю логическую цепочку, задача не из трудных.
А теперь что делать нам с вами? – Думать перед самоисправлением! Причем думать не только о том, насколько конкретное исправление своих качеств, как нам кажется, будет удачным с точки зрения Небес, но и каким будет результат. Ведь вариантов исправиться всегда много. В то время как вариантов не исправиться – всегда один, и он нам не годится. Судите сами, не сбеги Йона на вражеском теплоходе, а сразу смело пойди в Нинвэ пугать тамошних жителей, ему бы сказали другие пророки: на что надеялся, коллега? Теперь из-за тебя будут наказаны жестоковыйные евреи – на фоне мягкосердечных, послушных и трусливых неевреев.
Всё, на этом конец моей заметки. Последний вопрос (не ради него садился писать, поверьте): если пророки всегда указывают нам, что́ следует справить в нашем народном теле, чтобы не случилось ужасов, которые нас ждут, то о каких конкретных действиях по исправлению рассказывают в Танахе пророки Йешая, Йирмеяу, Йехезкель, наконец тот же Амос? Они поведали, что́ не надо делать. Но что делать надо? Оказывается, страшные беды последних дней человеческой истории можно отменить. Вот нам и интересно: что нас ждет, какой нам уготован сад неземных радостей, в котором нет арабов Газы, ООН, ХАМАСа, свихнувшегося Ирана? Почему от нас скрывают приятные сновидения?
***
ПС. Обычно принята концепция, согласно которой праведник, получив приказ с Небес, без размышлений спешит его исполнить. А вот иногда, как оказывается, следует вступить с приказом в диалог. Ведь Йона за свое первоначальное ослушание не был наказан даже намеком. И в конце, когда мы оставляем его печально сидящим над исправившимся городом, видно, что он не договорил свою роль. У него еще было что сказать.
Теги: Йом Кипур, Пророки, Пророк Йона, Мафтир Йона, Будушее