Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дурак говорит всё, что знает, мудрец — знает всё, что говорит»Рабби Симха Буним из Пшисха

Сентенция года

Отложить Отложено

Подходит к концу очередной годовой цикл чтения свитка Торы. Последний раздел называется Браха. Кто учился – тому благословение. А у нас вопрос – как у того персонажа агады, который пришел к мудрецам Израиля – Шамаю и Илелю – и попросил их одной фразой указать на самое главное, что есть в Торе.

Что самое значительное мы выучили в этом году?

В конечном счете, есть же что-то главное и значительное? На этот вопрос отвечали многие мудрецы, самым верным признан ответ великого раби Акивы. Какая еврейская заповедь основная? И он ответил – не сказал, что все одинаковы важны, что безусловно правильно, – но указал на одну – которая, в принципе, не столько важнее других, сколько расположена в центре, не будь ее – не было бы остального. Но из года в год приходит странный человек и задает свой вопрос, стоя на одной ноге…

Мы сейчас тоже встанем и спросим. Однако сначала подтвердим, что да, в Торе есть нечто самое важное, то, что, возможно, не сразу привлекает к себе внимание еврея начинающего. Вот мне и стало интересно, а мы эту важность заметили? исполняем ее? поставили во главу всего?

Кстати, почему именно на одной ноге? Другой позы посетитель выбрать не мог? Шамай его прогнал – резко и даже больно. Пошел к Илелю – тот на вопрос как бы ответил, однако ногу тоже не заметил, а ведь задающий вопросы, наверняка, задумал, какое-то хитрое объяснение, если б его спросили про клоунскую позу. Но заготовка так бесследно и пропала.

А мы поинтересуемся: почему Илель, отвечая на вопрос, схитрил и привел закон, которого в Торе нет? Ему на это заметили ученики: зачем мудрец обманул наивного посетителя? "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой". Да это правило известно еще с Хаммурапи. Кому авторство только не приписывали! В любом племени, как только кто-то встанет у костра, на котором жарят мамонта, и заявит нечто подобное, его сразу объявят Ньютоном, а потом будут его фразу издавать веками в "сборниках мудрых мыслей", называя автора то китайским философом, то каким-нибудь апостолом. Вопрос: зачем Илель эту сентенцию времен Адама выдал за мудрость Торы? Она – не иначе, как проходной балл в школу для начинающих. А вот потому и сказал, чтобы тот наглец на одной ноге сначала стал соблюдать, что положено любому – хоть китайскому философу, хоть апостолу. Но почему-то мало кто соблюдает. И если бы он, этот одноногий калека, начал учиться, через год-два ему сообщили бы настоящую новость из Торы – ее сердцевину: не просто не обижай людей, этого мало, а люби их, как любишь самого себя. Впрочем, до этого он, судя по всему, так и не достоял.

В нашем сегодняшнем разговоре предлагаю несколько иной аспект центральной заповеди по раби Акиве, а именно: защищай слабых. Это важно. Прочтите еще: защищай слабых. Согласны? Вот вам самая простая задача: поссорились два ребенка – младший и старший. Младший учинил что-то неприятное старшему и получил от того отпор. Тут же заплакал – в этот момент появляетесь вы. Что делаете? Правильно: защищаете младшего от отпора старшего, если этот отпор произведен, извините, с применением неких физических усилий. Почему на сторону младшего? Правильно, потому что он маленький, а значит, слабый. Сначала оградим его от физического воздействия, потом произведем разбор полетов и каждому – в отдельном разговоре (если требует воспитательный момент) – объясним, что от него требуется при общении с братом.

Встаем на сторону слабого! Не правого, потому что правый может оказаться как раз сильным, – а слабого. Ибо на него напали. Допустим, напали. И только после навязанного детям перемирия будем разбираться, кто прав, кто виноват.

В Торе вообще есть изумительное правило. Помним, что Небесные ворота слез всегда открыты. Если человек плачет, обиженный другим человеком, – вдова, сирота, да кто угодно, – его жалобу на Небесах принимают без очереди и задержки. И поскольку слезы – это жалоба на кого-то, этот кто-то будет призван к ответу. Возможно, он, по сути, прав в той ситуации, когда столкнулся с тем, кто потом заплакал. Тогда ответит, почему довел его до слез, а не поступил более мирно. То есть Небеса стоят сначала на стороне слабых – а затем на стороне справедливости.

Так и мы. Сначала защита слабого – потом суд. Лучше всего раввинский. (Хотя с последним в жизни русскоговорящего еврея вечные проблемы.)

Пример. Весь класс травит одного ученика. Допустим, он и впрямь не самый большой праведник в мире и лучше от него держаться подальше. Но травля запрещена абсолютно! Учитель должен ее пресечь. То же самое в семье и даже в общине. Нельзя допустить, чтобы люди стали травить кого-то одного. Буллинг – одно из самых страшных бытовых преступлений. То же самое с еврейским народом в среде прочих народов, стран и государств. На него напали, ему требуется помощь. А тот, кто его осуждает, нарушает один из своих запретов: не делай любому – а значит, и еврею –того, что не хочешь, чтобы сделали тебе.

Вот мы и подвели итог года и Торы: защищаем слабых. Всегда и везде.

Осталось только выяснить, зачем тот персонаж стоял на одной ноге. Кстати, когда пошел от Шамая, то встал у Илеля на ту же самую ногу? Или поменял их? И почему ни Шамай, ни Илель не удивились его странному поведению? Заодно последнее: если бы вы читали этот текст, смогли бы выстоять на одной ноге? Или автор слишком затянул свою сентенцию?

Теги: Тора, Мусар, Этика, Конец года, Шамай и Илель