Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Журналистские расследования и как к ним относиться

Отложить Отложено

Пришел вдруг неожиданный запрос: насколько разрешены журналистские расследования? С точки зрения Торы, имеется в виду. Можно ли их вести? Можно ли ими интересоваться? Можно ли сведения о них распространять?

Чисто для примера. В некоторой далекой от нас стране, раскололась, скажем, оппозиция или что-то такое, пошли склоки, взаимные обвинения, объявились расследования – досудебные, заметьте, – в них участвуют евреи – и даже некоторые религиозные – вот и скажите, что о них думать? Ответить на запрос простой репликой: да не читайте вы газет! – такого ответа недостаточно. Окрик не поможет. А уйти от ответа тоже не очень красиво: ведь спрашивают-то наши люди.

Не буду писать о том, что свободная пресса – "четвертая власть" (Fourth Estate) в любой демократической стране после законодателей, исполнителей и суда. Честных журналистов хлебом не корми, дай им расследовать любое нарушение, совершаемых чиновниками или каким-либо органом власти. А если не журналисты, то такое расследование может провести любая активная и заинтересованная группа населения. Другое дело, насколько получится резонанс и насколько к ним прислушаются. Но общественное мнение можно поколебать. Вот и вопрос: что это такое для нас, евреев Торы?

Ответ прост как правда. С понятием лашон-ара знакомы все. Но не все почему-то знакомы с областью его применения. Самое простое определение: так называется речь, унижающая честь и достоинство еврея. Даже если речь идет о еврее, который в данный момент рядом с нами не стоит и не слышат, что один аид говорит о нем другому.

Так вот, то, что пишут в СМИ очень часто является обычным лашон-ара!

Много лет назад я переводил книгу рава Зелега Плискина "Береги свою речь", издательство "Эш Атора". Давайте я приведу оттуда несколько цитат. Там есть текстовые иллюстрации. Все предельно кратко – так было по задумке автора.

Стр. 19. Лашон-ара в письменном виде. (Это о том, что лашон-ара на письме тоже запрещен. Например, в частных посланиях. Я бы добавил, что даже в электронном виде. Просто 27 лет назад о такой возможности не догадывались. )

Унижающая чье-то достоинство информация, содержащаяся в личных письмах, книгах, газетах, рекламных проспектах, настенных плакатах, афишах и т.д., – также является грехом лашон-ара.

"Дорогая Сара. С тех пор как ты уехала, наша подруга Лея стала еще невыносимей, чем раньше. Хана и Рахель продолжают не успевать по многим предметам. Впрочем, их трудно винить, т.к. учителя плохо готовятся к урокам. Не забудь написать обо всех новостях, которые происходят вокруг тебя. Твоя Ривка".

Прежде чем отправить письмо, проверьте, нет ли там лашон-ара!

Стр. 20-21. Лашон-ара в виде информации, известной всем

Многие люди ошибочно полагают, будто повторение общеизвестной унижающей информации не является злословием. Однако многие авторитетные толкователи алахи (еврейского закона) не видят разницы между лашон-ара, который является общеизвестной информацией, и лашон-ара, который еще никто не слышал. Впрочем, есть и такое мнение, согласно которому, если кто-то произносит лашон-ара в присутствии трех или более человек и слушатели впоследствии повторяют эту информацию, они не совершают греха лашон-ара. Но тот, кто произнес ее первым, виновен в грехе злословия. Отметим, что Хафец Хаим сомневается, можно ли на это мнение полагаться. Поэтому – даже известный всем лашон-ара не следует повторять перед людьми.

Господин Луцкий прочел в газете, что его друг Штокман арестован за нарушение закона. Этот номер газеты, скорее всего, прочли все. Информация дошла до большинства. Но вдруг кто-то ее не прочел. Можно рассказать? Нет! Рассказывать о прочитанном Луцкий никому не имеет права.

Стр. 54. Не верьте широко распространившимся слухам

Даже если все в один голос говорят о предосудительном поступке человека и об этом уже сообщено во всех СМИ, ваша задача – не верить, пока не убедились лично.

Крупная газета сообщает, что Женю Померанца поймали с поличным, когда он пытался провезти контрабанду. Никакого суда не было, но ясно, что совершено преступление. Читателю Исааку Больцману нельзя доверять этой информации. Более того, ему настоятельно советуется прекратить выписывать и читать эту газету.

Стр. 78-79. Оскорбительное замечание, которое слышали многие

В мире авторитетов Торы существует не очень принятое мнение, согласно которому оскорбительное замечание о ком-либо, высказанное в присутствии трех или более человек, разрешено повторять тому, в чей адрес оно прозвучало; по крайней мере, греха в таком повторении нет. Это мнение опирается на предположение, что коль скоро три человека все равно получили информацию, то она неизбежно распространится и дальше. В случае если соблюдены семь условий в законах о лашон-ара, то пересказ услышанного многими не будет считаться запрещенной сплетней.

Хафец-Хаим считает, что к практической жизни такое мнение неприменимо, поскольку большинство авторитетов с ним не согласны. Поэтому, даже если "все уже знают", что Реувен дурно отозвался о Шимоне, все же их знакомому Леви запрещено сообщать об этом Шимону.

Господин Закс, просматривая еженедельную газетную колонку, заинтересовался статьей, подписанной неким Горовицем. В статье он обнаружил оскорбительное замечание о Зидмане, друге мистера Закса. Журналист Горовиц, безусловно, виновен в злословии на страницах газеты, которую прочтут много людей. Тем не менее, если мистер Закс не хочет нарушать запрет на рехилут, он не должен показывать эту статью Зидману.

**

Никакое злословие в адрес еврея недопустимо. Даже в виде журналистского расследования. Причем речь идет не о лжи, а, возможно, о самой настоящей правде! Если у кого-то возникли подозрения – пусть обратится в суд – при условии, что участники "разборки" живут в демократических странах, где есть надежда на честные суды.

Читать злословие тоже не следует. Это не менее тяжкий грех, нежели быть его автором или распространителем.

Теги: Мусар, лашон-ара, Этика, СМИ