Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Замечания. Плюс «парадокс еврейских близнецов»

Отложить Отложено

Нашел у себя россыпь мудрых мыслей старых записей, когда я был совсем молодым и организации Толдот не существовало – да, было такое время! В ту пору писал я разные тексты для разных других еврейских организаций, и среди них был некий клуб типа "евреи-интеллектуалы", хотя, по мне, если честно, каждый еврей – интеллектуал и каждая еврейка – интеллектуалка (даже если в школе была троечницей), ну, кроме тех, кому об этом забыли сказать.

И надо случиться, что уже в наше время, вывешивая примерно раз в неделю по статье в разделе "Блоги" нашего сайта, давно я обещал как бы оформить для читателей "кандидатский минимум" по теме "Делать или не делать людям замечания?" Вот сейчас и оформлю. Предупреждаю: тема занудная, сухая, с примечаниями внизу страницы. Но ничего не могу с собой поделать, ибо когда писал, получал удовольствие даже от примечаний – да и сейчас, когда читаю.))

Предупреждаю, текст длинный. Можно поступить так. Прочтите, сколько влезет, сделайте закладку, назавтра прочтите немного дальше, снова перерыв, и так – года на три пока не надоест. Подобным способом я сам читаю множество текстов, в том числе свои (не всегда, правда, их осиливая).

А в конце подарок: супер-вопрос для Эйнштейнов. Можете, все пропустив, сразу туда, в конец, заглянуть. Ответа все равно не будет. Меня просили не давать ответов. Тут главное, не забыть дать ответ в следующем выпуске сериала.

ДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ ИЛИ НЕТ?

В книге Хафец-Хаима о законах злословия есть один любопытный отрывок. Посвящен поведению человека, который видит, что его собеседник вот-вот начнет говорить лашон-ара (слова о другом еврее, которые понижают его статус в глазах слушателя, или наносят ему ущерб любого рода – моральный, материальный и пр.). В общем случае, как известно, принять злословие к сведению – такой же грех, как его произнести. Больше того, нам вообще не стоит давать собеседнику повод заподозрить себя в том, будто мы можем стать благодарными слушателями его сплетен. И если уж он начал – прервем его и сделаем замечание, чтобы не было на нем страшного греха.

Есть такая мицва – "одернуть" человека, совершившего ошибку (нарушившего запрет Торы или не исполнившего определенную заповедь). Запрещено пройти мимо нарушителя и не упрекнуть его[1].

Вот тут мы и подошли к нашей теме – делать или не делать замечания.

Хафец-Хаим пишет[2], что, "если есть полная уверенность в том, что он к нашему замечанию останется глух, лучше ему ничего не говорить". Т.е. если ты знаешь наверняка, что человек твое замечание не примет к сведению, то замечания делать не надо[3]. Ибо делаем замечания и наставляем только того, кто к ним готов.

Обратите внимание, Хафец-Хаим пишет: если знаешь наверняка; но если остается сомнение – примет или не примет, – то будем исходить из предположения, что примет, а поэтому внушение сделать надо!

Книгу о законах злословия Хафец-Хаим написал в молодости. Но вот что находим в другом его известном труде – в "Краткой книге заповедей"[4], написанной им в зрелые годы:

Сказано в Торе: "Увещевай своего ближнего" (Ваикра 19:17). Нужно объяснить грешнику, что дурными поступками он в первую очередь вредит себе, что ты упрекаешь его только ради его пользы, помогая ему удостоиться жизни в грядущем мире. Грешника надо порицать все то время, пока он слушает[5], или – пока не полезет в драку, объявив: "Не желаю тебя слушать!"

Некоторые мудрецы считают, что достаточно упрекать грешника до тех пор, пока тот не начнет ругаться. Так поступают в том случае, если речь идет о нарушении закона Торы и когда порицающий видит, что его порицание поможет еврею в будущем не делать подобных вещей.

Еврей обязан порицать за нарушение законов даже того, кто занимает более высокое, чем он, положение. Всякий, кто может воспрепятствовать другому совершить грех, но не делает этого, сам будет наказан, как если бы он сам совершил этот грех.

Необходимо порицать грешника – но не унижать его. Со своей стороны, грешник-еврей обязан принять порицание и отнестись к упрекающему с любовью. Наши мудрецы говорили (см. трактат Шабат 40а), что грешником можно назвать даже того, кто умышленно нарушает постановление мудрецов.

Обратили внимание? "Пока он не полезет в драку". Т.е. делаем внушение по полной программе – а там будет что будет. Другими словами, если даже тебе известно, что нарушитель к твоим словам останется глух, то все равно обязан сделать ему наставление. Ибо таково требование Торы!

Поскольку между двумя отрывками наблюдается разночтение[6], обратимся к Шульхан-Аруху. Есть в этом своде законов одно интереснейшее место. Оказывается, не все так просто…

Стоп! В этом месте я сам устал. Отрывок из Шульхан-Аруха дам как-нибудь в другой раз. А заодно (Б/Н) и замечательный пассаж из книги раввина Зелига Плискина, "Береги свою речь".

===============

А теперь пятиминутная игра в клубе אידישער קאפ. Перевод: АИДИШЕ-КОП

Название данной игры: ЕВРЕЙСКИЙ ПАРАДОКС БЛИЗНЕЦОВ. Проводится на перемене между серьезными уроками на занятиях молодых (по духу, но можно и по возрасту) начинающих (в Торе) еврейских (по маме) интеллектуалов (в натуре)

(Не путать с эйнштейновским парадоксом тех же близнецов, но не потому что те менее еврейские, а потому что наши живут в реальности, а те – в научных бреднях буднях, поскольку летать со скоростью, близкой к свету, нельзя. По алахе! Ибо как тогда молиться?!)

Вопрос:

В результате обычных родов у матери родились два сына-близнеца. Когда пришел срок, первым – по закону Торы – обрезали второго, а на следующий день – первого. Как такое может быть? Ответ обоснуйте.

(Важное замечание: хотя близнецы появляются на свет "последовательно", а не "параллельно", все же перерывы между их появлениями, как правило, не измеряются часами.)

Ответа сегодня нет.((

 


 

[1] На пользу от сделанного тебе замечания надо смотреть как на одно из условий нормальной общинной жизни. Я знаю, что, если ошибусь, мне всегда помогут ошибку исправить. Иначе, рано или поздно, встав перед Судом, на котором присудят меня к расплате за ту ошибку, как бы я не сказал тем, кто был рядом со мной в тот самый момент ошибки: что же вы меня не предупредили? Почему проявили по отношению ко мне нелюбовь?.. Только так и надо относиться к любому выговору, замечанию и педагогическому внушению. Ибо я знаю, что делаются они для моей же пользы. А отсюда побочное следствие: делая замечание другому человеку, я сам руководствуюсь исключительно любовью к нему.

 

[2] Книга "Хафец Хаим", вступление, глава "Асьян" (нарушение повелительных заповедей), пятый параграф (буква "эй"), примечание Беер-маим-хаим. Кстати, здесь он ссылается на трактат Талмуда "Евамот" лист 65, стр.2 и на комментарий Роша к указанному месту.

 

[3] Так, честно сказать, мы и учили людей на своих уроках. Всегда старайся обходиться без придирок к другим, поменьше выговаривай окружающих, не брюзжи, не делай всем встречным и поперечным лишних замечаний. Если уж нельзя совсем без назиданий – назидай, но в меру, терпимо, с крайним доброжелательством и лишь иногда. И уж совсем запрещено цепляться к людям, когда тебе доподлинно известно, что твои слова они все равно пропустят мимо ушей. А если есть вероятность, что наоборот – поступят прямо противоположным образом, как только ты обрушишь на них свой дидактизм, то вообще запрещено открывать рот: пройди мимо, без упреков и колкостей. Иначе нарушишь запрет "ставить препятствие перед слепым". (Имеется в виду, что твое замечание – "по делу", т.е. оно необходимо по Торе!)

 

[4] См. 72-ую заповедь из раздела "Повелевающие заповеди".

 

[5] Физически. (Это наше замечание.)

 

[6] Есть основание считать, что Хафец-Хаим несколько изменил свое мнение к концу жизни. И у него, как мы сейчас увидим, были причины, которые кроются в наличии спора на эту тему между мудрецами прошлого.

Теги: Мусар, суббота, Обрезание, лашон-ара, Этика, Игра, Хафец-Хаим