Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Давно хотелось написать не занудно нравоучительное, а что-нибудь серьезное, актуальное и злободневное, например о том, как пить вино в Пурим, – причем с точки зрения закона. и поскольку тема не из самых мной любимых, коснемся только одного аспекта: вино и молитва.
Можно ли выпить в Пурим, а потом молиться, произносить благословения, говорить Шма?
Если еврей выпил вина за трапезой с хлебом, то это не делает человека выпившим. Так написано в наших книгах и добавлено: "все, согласно пониманию человека". По-еврейски: והכל לפי מה שמבין בדעתו. Если выпил вина (не водки!) не больше, чем рвиит (87 см3), то, даже если умеет пить не пьянея, не надо ему молиться – ни Шма, ни Шмонэ-Эсрэ, "пока не выйдет из него вино". И только если опасается, что время молитвы будет упущено, возможно, разрешено ему молиться, хотя не все уверены, что такое разрешение существует.
Закон различает три стадии опьянения.
(1) Выпил больше рвиит, но все еще может достойно стоять перед царем и даже разговаривать с ним. На этой стадии уже запрещено говорить Шма и Шмонэ-Эсрэ. Но если молился, молитва зачтена, ее не надо повторять. Однако благословения и биркат-амазон может произносить изначально. И еще: такого человека можно пригласить к миньяну на биркат-амазон и к зимуну (если мы знаем, что это такое).
(2) Если не может говорить с царем, как подобает трезвому человеку, его молитва в подобном состоянии не будет принята Небесами, она приравнена к молитве идолопоклонника. Такую молитву придется повторить. Это означает, что, если прошло время данной молитвы, ее надо будет добавить к следующей молитве. (Например, человек выпил днем и видит, что минху он произнести трезвым не может, – пусть добавит эту минху к мариву.) И еще: такого человека нельзя пригласить к миньяну на биркат-амазон, но можно пригласить к зимуну.
(3) Если допился до состояния Лота – свободен от всех заповедей (но не запретов!).
И особо подчеркивает закон такой момент. Наступило время молитвы, но некто пришел в синагогу явно не в самом трезвом виде, ведет себя громко, выкрикивает что-то, показывает, как он весело выполняет заповедь Пурима и напился так, что перестал выглядеть как нормальный человек, смеется, короче – мешает всем, отвлекая от молитвы. Знайте, в таком миньяне не стоит молиться. Уточняющий момент: как узнать границы достойного поведения? Ответ: если с таким поведением данный человек предстанет перед царем – что царь с ним сделает? Если накажет – то и мы накажем его тем, что не будем с ним молиться.
Все-таки не могу не позволить себе немного поучительствовать. Если такой человек пришел в наш единственный миньян, то не будем его выгонять, упрекать и делать замечания: выпивший все равно не поймет, а мы, ндБ, нарушили заповедь любить ближнего.
Интересная параллель. Во времена коронавируса: если человек пришел в наш миньян без маски на лице, можно потребовать от него, чтобы моментально вышел. Но если ныне к нам заявился человек навеселе, потребовать, чтобы он вышел, нельзя. Почему? В чем разница? Там, в дни эпидемии, это была ситуация пикуах-нэфеш, опасная для жизни. Но в случае с пьяницей опасности для жизни нет, вот и потерпим. А потом, конечно, проведем с ним воспитательную беседу – соблюдая все восемь правил, которые необходимы, когда мы читаем людям нравоучения.
С веселым Пуримом вас, дорогие евреи!