Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Группа людей собралась провести субботу в одном из поселений на юге Страны. Поскольку идет война, решили взять с собой охранника с оружием. Договорились с ним о плате, поехали и провели мирную субботу, все остались довольны. После субботы охранник обнаружил, что его винтовка и пистолет не были заряжены. Так получилось. И если бы, не дай Бог, появились террористы, он бы не смог защитить людей как положено. Теперь он пришел к раввину с вопросом, имеет ли право брать у этих людей плату за свою работу. С одной стороны, его наняли, чтобы быть спокойными и уверенными, что все обойдется хорошо, с другой стороны, он не уверен, что выполнил свою работу.
Пока мы думаем над ответом, обратим внимание на самого охранника. Еврей не хочет брать деньги, если по закону они ему не полагаются, и это при том, что люди, которые его наняли, даже узнав, что оружия у него фактические не было, не откажутся ему заплатить. А ведь ответ на заданный охранником вопрос, отнюдь не очевиден. В то время как есть простые вопросы на ту же тему. Например, одна гостиница устраивает субботние акции, приглашая к себе людей для отдыха в субботу и завлекают их тем, что пишут в объявлении, что будет приглашен известный кантор такой-то. Кантор согласен приехать с семьей, ему обещают бесплатный отдых – именно из-за рекламы, и всех это устраивает. Понятно, что во время субботней молитвы он с удовольствием возьмется ее вести. Это действительно очень известный кантор и доля тщеславия ему не вредит, но дирекция заведения, чтобы обезопасить себя от всяких случайностей (вдруг он откажется), подходит к нему в субботу и просит вести молитву, а ему за это заплатят. Согласится кантор или нет? Если согласится – это нарушение субботнего запрета с двух сторон – с его стороны и с их. Поэтому он разводит руками и говорит… Что он им говорит? Что он отказывается? Может и так сказать. А может сказать, что с удовольствием исполнит их просьбу. Однако бесплатно! Или если они хотят дать ему деньги – то лишь в качестве подарка. Таков закон в случае с кантором. А как с охранником?
В связи с войной возникает много вопросов по разному поводу. Азакот, сирены! Можно ли оставить у себя включенным радио на субботу, чтобы слышать предупреждения о ракетных атаках? С этим вопросом просто: можно, если радио не ведет никаких других трансляций, такие станции в Израиле есть. Но тут же возник побочный вопрос: если можно оставить работающим радио, так, может быть, можно оставить работающей радиостанцию с музыкой? Пусть играет, ночевать будем все равно в другой комнате, почему нет? Здесь ответ однозначен: так не делают, потому что люди могут подумать, что радио включили в субботу. Моментальный добавочный вопрос: а если мы поставим радио на таймер, шаон-шабат? Ставим же мы таймер для платы, на которой стоит чолнт и прочая снедь, которая не варится, потому что еда в целом уже готова, но поддерживается в горячем состоянии. Таймер завели до субботы, а значит, никакой запрещенной работы мы не совершили. Представьте себе, многие запрещают так делать, но многие вполне разрешают. И чем тогда таймер на музыке отличается от таймера на плате? Ответ: запретили работу предметов, производящих звук, потому что что все дело и именно в звуке, со стороны он может показаться включенным в субботу. Поэтому не стоит оставлять работающими на субботу машины типа стиральной, сушильной и пр. – слишком шумят. И даже то, что работает еще до субботы и чему осталось работать совсем недолго, тоже надо выключить.
Что-то я сегодня много пишу. И почему-то пока ни слова о недельном разделе. Раздел называется "Имена". А вот вам на него комментарий. Только хорошие еврейские имена хороших людей вошли в нашу историю. Ведь кроме имен мы ничего о тех членах семейства праотца Яакова мы не знаем. Но мудрецы сказали, что и не надо знать: раз Тора их назвала – значит, были праведниками. Ибо наши предки!
Вот и нам так надо жить. Чтобы наши имена говорили сами за себя. Раз еврейское имя – значит, праведник.
Пришел праведник-охранник и спросил праведника-раввина, полагается ли ему плата за ту субботу во время войны, когда он забыл привести в порядок оружие. И раввин сказал, что наняли его не просто для того, чтобы быть спокойными – это только следствие, а для того, чтобы в случае нападения он мог их защитить. Поскольку он готов не был – деньги не его. А если уже взял – надо вернуть.
Мне в этой истории – а она реальна – нравится праведность еврея. Если честно, я бы задумался, идти ли к раву с вопросом. В конце концов пошел бы, конечно, деваться некуда. Имя обязывает.
Теги: Мусар, законы, суббота, Недельный раздел Торы, война