Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Наболело!

Отложить Отложено

Встречаю людей, которые жутко расстроены ситуацией, сложившейся у нас в Израиле. Они переживают за заложников, которых схватили террористы и удерживают у себя в туннелях. Они испытывают настоящую душевную боль за наших солдат, которые воюют в Газе, откуда каждый день приходят сообщения о новых убитых на нашей стороне. Не скажу, что многие в моем окружении "сходят с ума", но психические издержки на лицо. Людей "довела" новостная лента, судя по которой чуть ли не весь мир поднялся стеной против нашего народа. Такое ощущение, будто человечество помешалось на своем антисемитизме.

Ну да, а мы-то думали, что антисемитизм остался в прошлом, пришли благие времена, когда все видят, что мы, евреи, хотим мира с соседями близкими и дальними. Когда нас не обвиняют в какой-то уж совсем запредельной по своему идиотизму жестокости типа крови христианских младенцев, когда никто на евреев не охотится, когда мы не являемся ничьей целью.

И вдруг на нас навалилось все это! Понятно, что живем не как в варшавском гетто начала 40‑х годов, но отчаяние охватывает многих. Вижу, что людям по-настоящему плохо. Одна женщина так и говорит: "Я на это не подписывалась!"

И тут я подумал, а почему, собственно говоря, эта еврейка на нашу ситуацию не подписывалась? У нее был выбор? У кого-нибудь из нас вообще есть выбор?

Когда Авраам, наш праотец, впервые обратился к людям со словами настолько простыми, что их было трудно не понять – почему-то его не поняли, попытались сжечь на костре, и он ушел от людей – от всех сразу. "Лех льха, иди к себе", туда, где кроме тебя никого нет и не будет. Это называется – ушел к себе, в свою страну, на свою будущую родину.

Что за родина? А это народ: наша родина – наш народ, Израиль, для которого главное правило: люби людей! Не обижай никого, особенно слабого, защищай всех, кто просит защиты. Народы мира Авраама не поняли, они выступили против: что еще за любовь? Любить надо семью, если таковая у тебя есть, предводителя своего племени, уважать тех, кто выше тебя, кто сильнее тебя, кто круче. Сам старайся стать круче. Кто крутой – тот и герой!

Авраам выбрал свой путь и выбрал свой народ. Мы, его потомки, получили от него этот путь и отказаться о него не то чтобы не можем – не хотим. Выбор тут простой: или ты видишь все в прямом свете истины, но и страдать за это будешь неимоверно. Или ничего не видишь, а живешь "по понятиям", делаешь то, что привыкло делать твое племя в окружении других таких невежественных племен. При этом минимум страданий, просто однажды твой народец возникнет, а потом пропадет, растворится в других таких же почти безымянных народцах. И только евреи останутся – но не для того, чтобы вечно тащить тяжкий груз гонений, изгнаний, наветов, оскорблений и жуткой вражды, – это "побочный эффект", а для того, чтобы видеть и понимать, рассуждать и делать выводы.

Таков путь евреев среди народов: всё видеть, но жить в постоянной ненависти окружающих. И таков путь других народов: живут как живут, ненавидят евреев, да и многих других тоже не очень любят, главное у них – старайся урвать, отнять, вкусить.  (Только не говорите нам про интеллигенцию. Видали мы эти Гарварды.)

Есть среди гоев, неевреев, те, которые пришли к нам. Они тоже хотят быть зрячими, они согласны разделить с нами нашу судьбу. Судьбу, когда даже самые тихие и смирные из евреев начинают нервничать: за что нас не любят? Пришедшие к нам сделали свой выбор: они на нашей стороне. Но они не были обязаны делать его. А вот нам сказать "мы на это не подписывались" никак нельзя. Именно что подписывались. Ибо захотели стать людьми!

Авраам ушел от народов за реку. Так сказано в Торе, "иври – тот, кто за рекой". Мы по одну сторону – "они" по другую. Моше Рабейну вывел евреев из Египта. Вывел за реку, мы по одну сторону, "они" – по другую. Остались где-то там, в далекой пустыне рабства.

Был у нас выбор? Скорее всего нет. Дети поют: "Весь мир – узкий мост. Иди по нему и не бойся". Все знаю про этот мост, но все ли знают, куда он ведет? Мы переходим по нему туда, где за рекой будем жить отдельно от народов мира. Хотим мы или не хотим, но народы выбрали никуда с нами не переходить.

Может, для кого-то это новость, может, кто-то верил в полюбовное содружество наций. Но к тому, что говорится в Торе, добавить нечего. А поэтому не надо особо нервничать и удивляться несправедливости окружающего нас мира.

Извините, что сегодня без Талмуда, поучений и законов. Просто наболело.

Теги: Авраам, Праотцы, война, Народы мира