Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Ровно год назад без малого вышла моя статья здесь, на Толдот, "Весь мир создан для меня одного". Все в ней было нормально (как мне кажется), но осталось ощущение недоделанности, будто что-то в ней упущено. Теперь пересмотрел заново – и вспомнил, чего там не хватило: рассказа о еврейском мудреце, который прояснил тему, а также отсылки к недельному разделу Торы. Тут как раз попался мне на глаза простой вроде эпизод из жизни рава Хаима Шмулевича, зацаль, – и вся картина встала на места.
Напоминаю. В статье шла тема из трактата Брахот (лист 28):
אורח טוב מהו אומר Что говорит хороший гость? – כמה טרחות טרח בעל הבית בשבילי "Сколько трудов совершил для меня хозяин дома!"
Гостеприимные хозяева пригласили человека на субботнюю трапезу, он отлично поел, выслушал слова Торы, сказанные хозяином дома всем, кто присутствовал за столом, пел от всего сердца положенные для этого часа песни, участвовал с общей беседе, где речь шла о высоких ученых материях (проще говоря, разбирали отрывок Гмары), в общем получил огромное удовольствие и теперь идет домой, говоря про себя: "Сколько трудов совершил для меня хозяин дома, честь ему и хвала, коль акавод!"
Но ведь там же было полно народу! Почему именно "для меня"?
Не буду повторять написанное год назад. Но вот что прочитал про рава Шмулевича. Он ехал на свадьбу к одному из учеников и в спутниках у него был другой ученик той же ешивы. Вот ученик и спросил рава: "Вокруг много народа, какое право я имею утверждать, что мир создан только для меня одного? Проще сказать, что он создан для всех – а заодно и для меня, т.е. я тут не посторонний пассажир, не тремпист. Но уж явно не единственный житель земли!"
На это раввин ответил так: "Смотри, как прекрасна дорога, по которой мы сейчас едем! Она создана для меня. Разве за нее не стоит благодарить Создателя? Как приятно сидеть в автобусе, а не трястись до Бней-Брака на телеге под жарким солнцем. Автобус тоже создан для меня! Весь мир создан для меня в том смысле, что, если бы я был один на всем свете – этот мир был бы создан только для меня. И да, тут едут еще 50 пассажиров, но разве я против, чтобы они воспользовались тем, что создано для меня? Да на здоровье!"
У меня получился пересказ несколько сумбурный. Однако мне понравилась простая мысль: если бы я был в мире один, он, этот мир, все равно был бы создан. Для кого? Для меня. И для моих потомков, они – это тоже я, Адам, первый человек. И то, что остальные люди, совсем не мои потомки, присутствуют в мире, созданном для меня, мне нисколько не мешает, а наоборот, радует меня, потому что я делюсь с ними своим миром! И пусть они тоже так думают, это не умаляет заботу Всевышнего обо мне. Но наполняет меня любовью к людям, которые со мной в моем мире.
А не думать так – значит, смотреть на людей как на спутников, попутчиков, т.е. тех, кого можно любить, а можно не любить. Важно, что не согласиться с радостью на то, чтобы они, люди, пребывали в моем мире – это уже беспричинная ненависть, синат-хинам, извините.
Теперь недельный раздел. С ним совсем просто. Мы приближаемся к "трем неделям" между 17 тамуза и 9 ава. Одна из тем этих дней – разрушение Иерусалимского храма. Поучаствовать в его разрушении довелось и нам, евреям, не одни только враги его разрушили. Мы тоже внесли свою лепту этой самой беспричинной ненавистью.
Балак ненавидел евреев. У него была причина, его ненависть не была напрасной: ведь шел народ, от которого пострадали Сихон и Ог. У любой ненависти есть реальные причины, просто так она не приходит. Но если всмотреться в корни этой любой ненависти, видно, что она напрасна и беспричинна по большому счету. Люди, которым досталась моя нелюбовь из-за каких-то их неприятных мне дел, выполнили волю Всевышнего, Который дал им полномочия именно так поступить со мной. Это не значит, что я должен молча сносить удары; возможно, они для того и были мне посланы, чтобы я научился давать отпор. Но они всего лишь посланцы! Злиться на них – нужно, но лишь в той степени, чтобы набраться сил для отпора, а так – они моей злости не заслуживают. Как не заслуживает ее неприятный ветер, который дует мне в лицо, злая собака, которая лает через забор на меня и моего ребенка, воспаление горла, – да много в мире есть такого, что не заслуживает моей любви, но не буду же я на эти вещи злиться! Вот и люди, которые тем или иным способ ведут себя со мной. Они могут быть мной любимы или нет, но ненависти от меня все равно не получат. Ненависть, повторяю, иногда полезна (если она не чрезмерна) лишь в момент моего противодействия злу.
Я рад, что люди живут в моем мире. А вот Балак не был рад. Хотя мог бы посмотреть внимательно и увидеть, что евреи не собирались сделать худа ни ему, ни его стране. Потому что уже было сказано, что воевать с Моавом, потомками Лота, евреям запрещено (См. Дварим 2:9).
***
UPD. Из переписки (см. ниже)
Scribe (28-06-2023 15:44:11). А нельзя так?: "Это наш автобус! Он такой прекрасный! Большое спасибо Творцу, что он нас везет в таком чудесном автобусе! Как здорово, что автобус не мой личный, и у меня здесь так много прекрасных попутчиков, при помощи которых я улучшаю свой характер, воспитываю в себе терпимость, борюсь с гневом и т.д.? Ну, и заодно, мне здесь не скучно, и за это тоже спасибо Создателю!"
pyatigorsky (28-06-2023 15:55:18). Можно, конечно, если у вас свой подход. Только есть в этом взгляде некая отстраненность, частичный уход от ответственности. Не вы одна отвечаете за этот мир, а сразу все. Если что случится, то всегда есть виновные - и это не обязательно вы.
В то время как, на самом-то деле, только вы одна за все в ответе!
Вот здесь и есть место любви. А любить других, пока все хорошо, и ребенок может.
Теги: Талмуд, Мусар, Недельный раздел Торы, Этика