Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Сначала мне надо сочинить историю для иллюстрации тезиса, который у меня готов, но история почему-то не сочиняется. История должна быть примерно такой: некто сделал вам не очень хорошее дело, но не потому, что лично вам решил досадить, а потому, что делает хорошее дело для себя. Так случается. И вопрос, который будет вынесен из этого, такой: простить его? терпеть его безобразие, которое еще не кончилось? или сразу идти скандалить?
Ничего не могу придумать нейтрального. Хотя вот, смотрю в окно и эпизод вырисовывается. Через дорогу от нашего дома – да и через дом в сторону по улице, да и сзади нашего дома – идет стройка, много строек. В городе Кирьят-Сэфер все всюду строят и конца этому не видно, чтоб они были здоровы, потому что тут продают дома "с опцией достройки", это значит, вы покупаете квартиру и есть место для дополнительной комнаты, но ее придется возводить за свой счет, поэтому соседи в одной секции дома договариваются в своем кругу, чтобы вскладчину нанять подрядчика, а уже он устроит им "стройку века". Вавилонская башня, пыль коромыслом, земля дрожит, арабы-строители на каждом шагу, только ночью и отдохнешь от шума и сотрясений.
Если честно, мы давно привыкли, потому что район новый (относительно), мы сами сюда переехали из Иерусалима и достроились, теперь строятся молодые пары, у которых с каждым годом появляется по ребенку, и им как-то надо уместиться в трех- или четырехкомнатной квартире, чтобы были здоровы, и мы это понимаем и не ропщем, в то время как наши дети давно разъехались и живут отдельно, слава Богу, а у нас встречаются по субботам, когда – ура! – никакого шума нет (кроме нашего – весёлого и песенного).
Почему сразу эта идея не пришла мне в голову для зачина статьи? Да потому что соседская стройка не раздражает. А если бы раздражала? О, тогда да, это тема. Ваша жена развесила белье на балконе после четырех, когда вроде стройки должны затихать, а тут соседи продолжили, и теперь все белье перестирывай заново. По восточной стенке пошли трещины – от стройки у соседа, он уже трясет дом полгода – и конца не видно. Вы нервничаете. Вопросы: (1) Как на это надо реагировать? (2) Надо ли тут уметь приложить наше национальное тактическое оружие – умение терпеть невзгоды (не превращаясь в "терпил", как некоторые племена, известные нам по истории)? (3) Следует ли простить соседа, который тоже еврей, в своем сердце, ведь это великая заповедь – "любить ближнего", а одно из проявлений любви – именно прощение? (4) Разрешено ли досадовать на соседа – злиться, клокотать (внутри себя, конечно, а не вслух, потому что вслух точно нельзя, это даже дети знают)?
Написано в нашем недельном разделе (Бемидбар 21:7): "И пришел народ к Моше, и сказали: мы согрешили… помолись Всевышнему… И помолился Моше за народ". Раши пишет на это место: "Отсюда учим, что, если у человека просят прощение, не простить его – проявление жестокости".
Итак, если сосед придет и скажет: "Извините за неудобства. Вы позволите мне довести стройку до конца? Буду вам очень признателен", – придется простить и позволить, потому что мы добрые люди, да и сами были в такой же ситуации, так что все в порядке!
Но если не пришел и не попросил – нет с нашей стороны обязанности его прощать. Но сто́ит. Потому что если у одного еврея есть претензия ко второму, то на Небесах с того будет спрошено. Мы выступаем как бы в роли истца на Небесном суде. Возможно, он, ответчик, прав, тогда ему ничего не будет. А если прав истец, т.е. мы со своей жалобой, тогда с него спросится, – и в этом случае человеком, запустившим для него череду неприятностей, будем мы, хотя мы и правы. Так устроен мир, учите Тору!
Рассказывал рав Элияу Лупян, зацаль, что в Лондоне, где он оказался во время войны со многими евреями из Литвы и Польши, пришел к нему один бывший соотечественник и попросил прощение за ту неприятность, которую он ему учинил в прошлом, – очень неприятную неприятность. Рав Лупян сказал ему, что формально простить он его может хоть сейчас, но надо именно в сердце и в душе, иначе прощение не засчитывается, поэтому пусть придет к нему через пару недель, он постарается найти в себе силы простить его окончательно и без последствий. Так и произошло. Через две недели он простил его с чистой совестью.
Отсюда видим, как это трудно простить того, кто сделал нам плохо. И отсюда видим, как трудно простить нас тому, кому мы сделали плохо.
Мудрецы учат, что если у человека есть должник (например, взял ссуду и еще не отдал, хотя все сроки прошли) и тот его прощает (потому что видит, что тот живет тяжело, нет доходов, мучается) – то это прощение. Но если однажды он все-таки потребует у него вернуть долг – то это грабеж в самом настоявшем виде! То же самое не в материальных делах, а в простых человеческих отношениях: если мы кому-то сказали, что простили ему грех, а потом напомнили – причем серьезно напомнили, без всяких шуток, – то это нарушение с нашей стороны.
Итак, нашему герою, который переживает по поводу непрекращающейся стройки у соседа, стоит найти причину и оправдать его (это работа принципа ладун лекаф зхут). После этого будет легче страдать от шума, пыли и трещин на стенке.
Так произошло с двумя компаньонами, которые сто лет назад рассорились в дым и прах, и надо было ехать в Вильно, чтобы решить дело в раввинском суде, но им показалось легче зайти на суд к своему раввину – Сабе из Слободки. Тот согласился рассудить их, но с одним условием. Вместо того, чтобы каждый изложил ему в присутствии другой стороны свои претензии, пусть каждый внятно и доходчиво изложит претензии соперника, а он, Саба из Слободки, на основе их выступлений, примет решение. Они согласились, потому что во всех случаях поездка в Вильно обошлась бы дороже требований, выдвинутых одним против другого. Два дня готовились к суду, потом согласовали свои выступления друг с другом, ибо были людьми богобоязненными, не хотели возводить на другого напраслину – и пришли к раву. Тут выяснилось, что за эти два дня они нашли компромиссное решение своей проблемы, и суд отменяется.
Можно ли позволить досаде пребывать в нашем сердце на того, кто сделал нам плохо и не попросил прощения? Тут есть одна опасность. Потому что тот, кто сделал нам плохо, выполнил поручение Всевышнего. Мы его как бы заслужили. Это не значит, что тот, кто взялся исполнить роль палача в наш адрес, полный праведник, ему, возможно, тоже было послано испытание не причинять нам боль, но он причинил – получается, что мы получили свое, а он ухудшил свою ситуацию, и теперь должен исправляться, а когда исправится, у него будет проверка – правильно ли усвоил материал… Вот с этим знанием и будем решать проблему: продолжать ли досадовать на него или прекратим?
Что касается вопроса "надо ли терпеть", если прощения у нас никто все еще не попросил, у нас уже есть ответ: прости – и страдание сойдет почти на нет, а если не полностью сойдет, то не беда в том смысле, что остатки досады нужны ровно на то, чтобы не бросаться к нарушителю с объятиями. Мы обязаны любить других евреев, но именно к нему наша любовь в том и будет заключаться, что мы с ним не товарищи. До тех пор, пока не извинится, о чем ему было сказано в самой мирной с нашей стороны форме. (А если мы ошиблись, и ему не надо было просить у нас прощения, то это уже новая глава: как излечиться от подозрений. Серьезная болезнь, между прочим. Хуже бывает лишь необоснованная ревность, спаси и упаси нас от напасти!)
Есть еще одна маленькая тема. Дело в том, что о страданиях сказано, что поскольку они тоже с Небес (как и удовольствия), то их надо принимать с радостью. Но это уже слишком высокое требование. О нем отдельный разговор.
Теги: Мудрецы, Мусар, Недельный раздел Торы, Этика