Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Дважды подумаем

Отложить Отложено

Сегодня есть тема. Но начну не с нее, начну с цитаты, никакого отношения к теме не имеющей. Из книги В. Г. Короленки "История моего современника", несомненно одного из лучших русских писателей, можно сказать, юдофила, но что написано топором, останется навеки. Вот эта цитата: "Жених был хасид, убивший молодость за бессмысленной, отупляющей зубрежкой талмуда и доведенный этим учением почти до идиотизма". Моя жена перечитывала русскую классику, наткнулась на это место, вскрикнула "ой" и срочно позвала меня. Выслушав, что сделал я? Специально подошел к зеркалу, осмотрел себя, остался недоволен. Именно этим я и занят: не зубрежкой, но очень плотным изучением того самого Талмуда. Довел ли он меня "почти до идиотизма"? Оказывается, зависит от точки зрения. Короленку читать не буду!

Не мог не поделиться с вами. А теперь, дорогие мои, перейдем к теме. Повторяю: никакой связи с приведенной цитатой.

В одном семинаре для девочек каждый год на Пурим устраивают представление. Целый спектакль, с музыкой, серьезными ролями, костюмами. К представлению готовятся заранее. И хотя из года в год разыгрывают один сценарий, все же что-то добавляют, какие-то монологи меняют, короче спектакль живет своей жизнью из поколения в поколение, вовлекая новых актрис и зрителей, но готовятся к нему все с таким же энтузиазмом, что и много лет назад. Бывшие Эстер и Вашти (включая, кстати, и Мордехая с Аманом) наряжают своих дочерей на те же роли – и это всегда торжественно и трогательно.

Но год назад вот что произошло. Главную роль доверили одной девочке, круглой отличнице, скромнице и красавице (такие встречаются). Она и играть умеет замечательно, и поет как надо. Но девочка от роли отказалась. Сказала, что на эту роль готовится ее подруга, которая, оказывается, уверенна, что роль достанется ей, она тоже и отличница, и певица, всё как надо, так что обижать ее нельзя. Наша девочка наотрез отказалась.

И что интересно, она сама очень хочет сыграть эту роль. Но не может! Говорит, что стоит ей представить себе, как подруга расстроится, узнав, роль она не получит, тут же ей становится жутко плохо. Что делать устроителям представления? Две девочки очень хотят, но одна не согласна расстроить другую, которой еще ничего не сказали.

Как поступили в конце концов, я знаю. Но интересна сама коллизия. Скажем, один еврей имеет на что-то право. И ему это дают. Однако он знает другого еврея, у которого точно такое же право, – и тот другой очень расстроится, если ему не дадут. Мы говорим нашему еврею: но ведь и ты расстроишься, если не получишь. Он отвечает: возможно, но я отказываюсь сознательно, а ему не дали, не спрашивая, согласен ли он.

Он прав? Так и надо поступать?

Мы с вами – не Моше Рабейну, который был послан вывести евреев из рабства, но отказался от миссии, сославшись на то, что у народа уже есть лидер, это его старший брат Аарон, и он будет очень переживать, если им пренебрегут. (Не будем говорить, что Аарон уже находился на месте, ему было достаточно взять управление народом в свои руки и вывести всех из рабства. Такой аргумент не пройдет, потому что вывести народ из рабства было невозможно! Только с помощью чудес, творимых Самим Всевышним. Поэтому роль спасителя народа можно было получить лишь из рук Самого Творца.)

В ту пору Моше был единственным евреем, который жил вне еврейского народа: его изгнали из Египта. За то, что заступился за соотечественника, спас его, хотя мог не вмешиваться, поскольку ему было что терять: сам Моше жил во дворце и на производство кирпичей его с утра пораньше надсмотрщики не гоняли. И когда он спасал другого еврея, подняв руку на египтянина, знал на что идет и чего лишится. Тем не менее!

И вот ему предлагают высокую миссию. Ту, выполнение которой изменит всю историю человечества, ибо спасение евреев приведет к расцвету еврейской цивилизации и возвеличиванию нашей Торы, через которую человечество получит мораль как проповедь добра. Однако он отказывается. Вернее, отказывался несколько дней – лишь бы не задеть честь Аарона, старшего брата. И согласился лишь тогда, когда узнал, что Аарон с радостью примет своего брата и признает в нем национального лидера.

Кстати, уважение старшего брата – составная часть уважения родителей, что является важной заповедью Торы. Так что Моше имел право отказаться. Нельзя спасать евреев и Тору за счет отказа от заповедей Торы!

Очень непростой шаг, очень. Столетиями наш народ ждет Машиаха, который придет и избавит. И что, неужели мы будем его приход задерживать из-за одного человека, которого нельзя обидеть, потому что, видите ли, он будет страдать?

(Если кто-то считает, что нас не от чего избавлять, то он живет в вакууме знаний и чувств. Именно нас – именно сейчас – именно надо спасать, причем срочно. Посмотрите вокруг, что делается в мире. У кого-то из нас есть обещание с Небес, что ни войны, ни болезни, не заденут нас с вами и наших детей?)

На весах сомнения было всего лишь опасение – не будет ли задета честь Аарона, не сочтет ли он, что с ним обошлись неуважительно, не будет ли ему больно, что им пренебрегают? А ведь каждый день отказа Моше задерживал освобождение еврейского народа!

Получается, что состояние одного еврея, кому мы не хотим причинить боли, равновелико состоянию целого народа, которого надо срочно выводить из Египта! Вот и говорите после этого, что девочка, которая отказалась от своей роли, неправа.

Сказали мудрецы (трактат Эрувин 13): "Лучше человеку не родиться, но коли родился, пусть постоянно проверяет свои поступки (просматривает, анализирует, פשפש)". А некоторые говорят: "Пусть "прощупывает" свои дела (дотошно их рассматривает, משמש)". Читаем в книге (מסילת ישרים): просматривает – ищет, не поступил ли плохо; "прощупывает" – изучает свои хорошие дела, не сделал ли, творя эти дела, кому-нибудь больно.

Вот и вся теория. А на практике каждый сам выбирает, что ему удобней – спасти народ, обидев одного человека, или не обидеть одного человека, но и народ не спасти. (Лихо я закрутил?)

Моше еще повезло, что у него был замечательный брат, который с радостью принял лидерство младшего. Но в жизни так далеко не всегда.

Да, в мире полно соревновательного момента. Кто-то получает должность, кто-то не получает. Карьера, научное соперничество или даже спортивное – везде идет соревнование: покажи себя, прояви свои качества – и ты будешь победителем! В соревновании нельзя сделать, чтобы все были не обижены. Не все люди – Аароны.

Итак, каково ваше решение? Послушаем девочку и отдадим роль другой девочке? Или уговорим первую, а вторая переживет? Не всем же актерам играть в одном спектакле одну Эстер! Можно, конечно, сделать две роли Эстер, но тогда и Вашти захочет, и царь Ахашверош – он тоже красавица и отличница. (Семинар-то у нас девичий.)

В семинаре для девочек решение нашли. А пока у нас такой вывод: будем делать, что угодно, вплоть до отказа от приза, если надо избежать боли, расстройства или обиды другого еврея. Дважды подумаем, прежде чем займем место, на которое претендует другой. (Дважды подумаем – это еще не значит, что откажемся, но подумаем дважды и трижды.) И да, лучше сознательно отказаться, чем узнать, что кто-то другой выбрал хороший поступок, а не ты.

**

Последнее замечание. Обратите внимание: кого мы любим – тому уступаем. Отсюда верное обратное: кому уступаем – того и любим, даже если он нам не очень близок или вообще впервые его видим. Это и есть по Торе: "Люби ближнего".

Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика