Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Поскольку здесь, на сайте, мои заметки читают почти исключительно женщины, обращаюсь к женщинам. Рассмотрим такой пример. У вашего мужа йорцайт его отца. (Годовщина смерти, когда сыновья умершего должны сказать в синагоге во время молитвы кадиш и когда хорошо бы сыну встать на место шаца. Шац – тот, кто произносит общественную молитву.)
В этот день у вас дома горит свеча, муж пошел в синагогу – но пришел расстроенный: молитву провел совсем другой человек. Он пришел раньше и ни за что не хотел уступить вашему мужу. Сказал, что у него тоже йорцайт отца. На предложение поделить молитву так, чтобы первую часть вел этот человек, а уже в конце, перед молитвой ашрей, ее закончил ваш муж, тот человек не согласился. Сказал, что известно: молитва кадиш, произнесенная на месте шаца, весьма важна для души умершего (это верно!). Такова заповедь, а заповедью он не может поделиться, потому что он согласен отдать все, что угодно, из своего, но не за счет своего отца.
Муж расстроен, вы тоже. И до такой степени, что уже почти год прошел, а он все еще вздыхает тяжело и решил на этот раз прийти раньше всех, чтобы не упустить возможности стать шацем.
Проблема в том, что второго миньяна (минимального числа участников молитвы) в тот день не набралось. Ну, и как простить того человека, выкинуть обиду из своего сердца?
Советов можно дать много – помогут ли они? Дело осложняется тем, что Тора очень не советует носить в себе обиду на другого. Сказано, что надо любить евреев – и обида этому не способствует. Старое правило, с которым мы знакомы, говорит: если Шимон обижен на Леви, то Небеса взыщут за обиду с Шимона, независимо от того насколько серьезна та обида. Причем к суду будут призваны оба: сначала сам Шимон – как инициатор "обиды", а потом и Леви. Что интересно, это не Страшный суд, пред которым нам всем однажды придется стоять, а суд прямо сейчас, в наше время, который может обернуться всякими неприятными событиями непосредственно в жизни Шимона и Леви. Им это надо? Так что обиду надо срочно изжить! Но как?
Давай, Шимон, сделаем так, – говорите вы своему мужу Шимону. – Представим себе, что этот человек не знал, что заповедь любить ближнего не менее важна, чем обычай вести молитву в йорцайт отца. Более того, она важней не просто всех обычаев, но и множества других заповедей! А раз он не знал, то очевидно, что ничего против тебя лично он не имел. Вот и простим его.
Муж согласен, но не получается!
Вы говорите мужу, что заповедь любить другого еврея лежит и на нем! Он обязан его простить, потому что простить – это и есть одно из проявлений любви.
Да, говорит муж, и видно, что он изо всех сил пытается.
А можно еще пойти к тому человеку и поговорить с ним – с единственной целью убедиться, что он добрый и хороший еврей и не хотел никакого зла. По крайней мере, скажем ему: смотри, я думаю, можно было пойти на компромисс и разделить молитву надвое. Он, конечно, спросит, зачем тебе это? – А ты скажешь, исключительно, чтобы его простить. А если он засомневается в такой необходимости, можно пригласить его к нашему раввину. Тот ему все прекрасно объяснит.
Только не сердись на него, мой дорогой!
У рава Цви Шпица в книге "Мишпатей Атора" в главе на Бава-Мециа, симан 36, приведена такая история. У продавца этрогов был чудесный плод, выставленный на продажу, – дорогой, красивый, всем на загляденье. Один человек приглядел его себе и так договорился с продавцом: он заплатит половину сейчас, а вторую половину денег принесет через час, а пока этрог побудет у продавца. Продавец взялся подождать, но пока тот бегал за деньгами, пришел один богатый человек, увидел такую роскошь и захотел купить его для своего адмора, хасидского цаика. И предложил за плод двойную цену. Продавец, человек простой, высшим еврейским образованием не избалованный, тут же согласился, богач забрал этрог и в тот еж вечер отнес его адмору, тот, конечно, был благодарен. А наш покупатель прибежал с деньгами и ужасно расстроился, когда ему сказали, что этрог продан. Понятно, деньги ему вернули, но он был безутешен. И узнав, кому достался тот этрог, сел и написал письмо адмору: мол, знайте, что этот плод уже принадлежал мне, но его перехватили, и поэтому, когда будете говорить на него благословение, оно не зачтется, потому что на украденный этрог нет брахи.
Что самое интересное, закон стоит на стороне первого покупателя: второй не мог его купить, а если купил, был обязан вернуть. (Только давайте не будем обсуждать продавца, иначе мы далеко отклонимся от темы. Еврейскую этику для продавцов этрогов мы прочтем в другой раз, ладно?)
И адмор тот этрог ему вернул.
Теперь вопрос: правильно ли сделал первый покупатель, настояв на своем? Так вот, мудрецы говорят, что надо было простить продажу этрога другому человеку полным сердцем – потому что прощение является важнейшей составляющей того, что мы называем любовью. А заповедь любви самая важная в Торе.
То же самое в случае с йорцайтом. Да, очень важно сказать кадиш по умершему отцу. От этого будет хорошо душе покойного. Но еще лучше ей будет, если сын проявит любовь к другому еврею именно в случае с йорцайтом!
Итак, ваш муж Шимон должен был простить того человека сразу по двум причинам. (1) Суди о нем с хорошей стороны, ладун лекаф зхут. Тот не знал, что надо уступить или, по крайней мере, разделить молитву пополам. (2) Поскольку мир судится по принципу "мера за меру", то, если ты простил, и тебя Небеса простят. За что простят – неважно, но такое в своем активе держать очень не помешает любому из нас.
Сказано, что Йосеф послал братьев домой, чтобы привели в Египет самого младшего, Биньямина. И оставил у себя в заложниках Шимона. (Не вашего мужа.) Почему именно Шимона? Говорят, чтобы разъединить страшную убойную силу – Шимона и Леви. Верно, но есть и еще одна причина. На нее указал раби Йсроэль Салант, зацаль. С ним самим произошло нечто подобное. Пришел к нему человек и попросил прощения за какое-то дело, которое он сделал против рава. Рав сказал, что простит его, но только если он даст ему сделать какой-то подарок. Почему? Потому что тот, кто дарит – любит (подарок – одно из четырех проявлений любви). А того, кого мы любим, мы прощаем.
У Йосефа в сердце осталась обида на братьев, которые продали его купцам. Это был настоящий шрам. Причем больше всех он был обижен на Шимона, который посоветовал братьям бросить Йосефа в яму. Чтобы избавиться от этой обиды, Йосеф оставил у себя Шимона. Написано, что "арестовали его на их глазах" (Берешит 42:24). Т.е. пока братья еще не ушли за Биньямином, они видели Шимона в тюрьме, но, как только ушли, Шимона выпустили, и он стал гостем Йосефа (так написано у Раши), который его кормил, одевал во все хорошее и ублажал. Т.е. устроил ему приятный год в гостях у брата.
Подарил – и простил.
Так и вы с вашим мужем Шимоном: подарили тому человеку место шаца – и простили его. После подарка не простить невозможно.
С Ханукой вас, дорогие евреи!
Любите друг друга. А именно: уступайте друг другу, дарите подарки друг другу, прощайте друг друга.
Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика