Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Вы подходите к переходу через улицу. Подъезжает автомобиль, ждет, когда вы с детьми перейдете. Кивок головой шоферу: благодарю! Младший ребенок спрашивает: "Мама, ты поздоровалась с дядей? Мы же его не знаем". Второй ребенок: "Нет, мама сказала ему спасибо". Третий ребенок: "За что? Водители и так тут должны останавливаться". Четвертый, самый старший: "Смотрите, дети. Водитель мог и не тормозить. Мы же еще не подошли к переходу, когда он подъехал. Мог спокойно ехать дальше. Но он остановился, вот мама и поблагодарила его". Третий ребенок: "Зачем поблагодарила его? За то, что он нас не сшиб?" Четвертый, самый старший: "За то, что сделал усилие, хотя мог и не делать".
Вы давно перешли улицу, а диспут продолжается. У вас просто гениальные дети! Второй ребенок спрашивает: "Что за усилие, папа? Ему не трудно нажать на педаль". Четвертый, самый старший, заодно он ваш муж: "Ну как, если машина едет, ей не просто остановиться. И не просто сразу набрать скорость после остановки. Она теряет на этом время. А человек может встать, как вкопанный, и сходу побежать, как олень. Поэтому водитель сделал усилие, а мы нет". – Все смеются: папа у нас такой забавный.
А если честно – должны ли мы благодарить водителя за то, что остановился перед "зеброй"? Или, поскольку это его обязанность, идем себе дальше прогулочным шагом, не обращая на него внимания?
Скорее всего да. Просто так принято. Махните ему рукой, кивните. Пусть увидит, что мы его тоже уважаем, а не только он нас. (Лишний раз исполнить заповедь: "И полюбишь своего ближнего" – это же так здорово!)
Помню, в России все говорили спасибо продавцу, он там был бог и повелитель: мог отпустить товар, мог забрать себе, а мог и вовсе не ставить на прилавок. Униженное население безропотно все сносило. В то время как в Израиле и на Западе спасибо говорит продавец покупателю, ведь мы могли к нему не заходить и отовариться в лавке напротив. К слову сказать, в том же нашем Израиле люди, выходя из автобуса благодарят водителя, хотя он тут вроде работает и получает деньги. Просто так принято.)
Еврейский закон говорит, что должны. Даже если это обязанность водителя или продавца. Правило звучит так: мы благодарим любого человека, если тот сделал нечто такое, от чего мы получили пользу. Пусть даже крохотную. Пусть даже всего лишь придержал дверь, входя в нее перед нами. И даже если он сделал что-то не для нас специально, а для себя – например, прибрал случайный мусор с лестничной площадки нашего дома – скажем ему огромное спасибо.
Все определяется пользой, которую мы получили от его действия. А уж если дело сделано с намерением сделать нам приятно или подарить подарок (независимо от того, что́ стоит за этим подарком) – благодарность с нашей стороны обязательна!
Этому мы учим наших детей. Пусть умеют сказать спасибо. (Об этом я, кажется, писал тут миллион раз. Самое короткое объяснение: учим не нотацией, а своим примером, постоянным и навязчивым – но молча, без занудства!)
Хотя если честно, то благодарность – далеко не только спасибо. Спасибо – это лишь намек на благодарность, заявка, можно сказать. Наша обязанность – ответить добром на добро. Допустим, кто-то сделал нам доброе дело на пять кило (такая условная единица). Сказать ему спасибо – это только два грамма. Осталось еще четыре кило девятьсот девяносто восемь грамм добра. Мы должники! Хотя, конечно, никаких условных единиц тут нет. А что есть? В том-то и дело, что, поскольку мерить добро нечем, мы в вечном долгу!
И это не преувеличение. Нет таких весов, чтобы измерить добро, которое один человек совершает другому с желанием сделать именно добро. И не для награды он, скорее всего, старается. Тем не менее, с нашей стороны – кто знает – чем вернуть долг? Надо бы отдать те же пять, извините, кило – причем от искреннего сердца, только какими весами это сердце измерить?
Не знаю, понятно ли объяснил, но именно поэтому наши мудрецы сказали: "Кто не любит подарки, тот живет". В смысле, живет не в долгу, который забирает силы, ибо гнетет-гнетет наш долг благодарности в адрес услужившего нам человека. Чем расквитаться, как воздать по-настоящему, чтобы не было стыдно на будущем Суде, где всем нам стоять? Как посмотреть в глаза тому, кто дал нам подарок, а мы так и не ответили ему тем же?
Ведь, по существу, настоящая благодарность – вещь безразмерная.
Муж дарит жене цветы – это не из тех подарков, которые нас гнетут, согласитесь. Дочь дарит маме картинку на стенку, она над этой картинкой работала час, перепачкав себе руки, щеки и оставив следы на столе, стуле и проходившем рядом котенке Барсике. Как не принять такой дорогой подарок? Его обязательно надо принять. Ибо это любовь!
Подарки любви нельзя отвергать, иначе обидишь человека. Но просто подарки – что делать с ними?
Мудрецы прошедших поколений их не принимали. Повторяю – в тех случаях, когда отказ от подарка не расстраивает человека, не делает ему больно.
Благодарность – самое важное чувство, которое в нас хочет воспитать Тора. Собственно, с этого начинаются молитвы человека. Не только просьба, но в первую очередь благодарность Творцу за то, что дал нам жизнь, дал нам Тору, нашу Страну, нашу любовь к другим людям! Спасибо Тебе за то, что наградил нас возможностью благодарить Тебя и других евреев, этот мир и все, что в нем есть хорошего!
Будь благодарным за все, что получаешь. И в то ж время предпочитай давать, а не брать. Собственно, вот и все: в этом весь человек!
Конец моей заметки. Спасибо, что дочитали. (Есть и видео.)
Хотя могу добавить еще пару слов. Пришел Авраам, наш праотец, в Египет и говорит жене Саре: "Скажи местным людям, что ты моя сестра, потому что ты красивая и они захотят забрать тебя своему фараону, а я за это получу подарки и меня не убьют".
Ну просто супер! Мало того, что отдает жену другим людям раньше, чем те за ней пришли. Так еще прямым текстом заявляет, что любит подарки. Причем любит их больше, чем жизнь. Ибо иначе зачем сказал о подарках прежде, чем о своей жизни?
Знаю, ни у кого нет времени. Поэтому объясняю коротко и быстро.
Смотрите. Авраам ненавидел подарки! Это мы видим по тому, как он отказался взять хоть что-нибудь у царя Сдома: ни шнурка от ботинка у тебя не возьму!
Тогда что произошло у фараона? Аврам, будучи пророком, знал, что с Сарой ничего плохого не произойдет, фараон ее вернет в целости и сохранности. Но было ему сказано еще до этого, что его потомки, евреи, выйдут из Египта с большим имуществом. С имуществом? Ну да, тем самым, которое начнется с того, что тебе подарят золота и серебра, стада овец и коров, рабов и рабынь. Оно и станет основой, начальным капиталом всего того богатства, которым будут обладать еврейские богачи, Храм, иерусалимские цари из дома Давида, Ротшильды и сегодняшние спонсоры всех еврейских программ, в том числе и по образованию в рамках Торы!
Что на это сказал Авраам? Он сказал: не надо мне фараоновых подарков, тот, кто не любит подарки, – лишь тот будет жить! Поэтому поступим так: я возьму не подарки, а плату. За что плату? За то, что у меня заберут Сару. Потом вернут – но это стоит денег! Лучше плата, чем подарок. Так и произошло. Аврам не получил подарки от фараона и его слуг – это было платой.
Я бы и сам заплатил огромные деньги, чтобы взглянуть на нашу прародительницу, которая в самой Торе описана как чудо из чудес. На женщин религиозный еврей не смотрит, но на Сару смотреть (обязан) может – ведь сама Тора об этом написала. ))
Так или иначе, сцена "Авраам и Сара в гостях у фараона" – очень трудное место. Всегда возникают вопросы. Кто сказал, что в Торе есть легкие места? (Серьезный текст тут.)
Финал. Теперь уж точно – спасибо вам за терпение!
Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика