Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Во всем мире ныне именно война является актуальной темой. Нас интересует – как на это явление смотрит Тора, хотя бы в самом приближенном виде.
В начале трактата Авода-Зара, в конце первого его листа (который идет под номером два), приведена агада, где Всевышний судит народы и племена. Сказал Творец, что тот, кто сделал хоть что-нибудь полезное для народа Торы, получит награду. Тут же ломанулись к Нему народы мира.
Это не я придумал слово "ломанулись" в данном контексте, так написано в Талмуде. Но Всевышний их осадил: буду судить вас по одному (чтоб никто не скрылся в толпе от наказания или от награды). Первыми подошли римляне, с ним разговор на Суде не вышел, потому что они сожгли Иерусалимский храм. (Вопрос на полях: зачем они тогда пришли? Какая тут может быть награда? Ответим на вопрос в финале нашего рассказа, в разделе "кстати".)
Вторыми были персы, сильное, могучее племя, соорудившее царство столь мощное, что сами римляне ничего с ними не могли поделать.
Ну, что полезного вы наделали? – Те сказали: мосты, дороги и войны. – Им было отвечено: мосты и дороги вы строили для себя, а о войнах лучше не говорите, потому что не вы устраивали войны, а Всевышний. Все войны – от Всевышнего!
Оставим агаду, потому что она известна, а мне нужна была для вступления, и остановимся именно на этом моменте: все войны – от Всевышнего! Любой правитель может мечтать о военном столкновении с соседом, с врагом, торговым конкурентом, вынашивать военные планы, активно готовиться к сражениям, вооружаться, вести предвоенную пропаганду – и у него ничего не выйдет, если на Небесах эта война "не стоит в списке".
Все может человек, во всем ему дан карт-бланш, даже в злодействе. Идет совершить преступление – будет ему позволено, в известных, конечно, пределах, потому что есть много сопутствующих обстоятельств: например, он хочет нанести ущерб праведнику, а тот как раз из тех праведников, что в данный момент находятся под защитой Небес в силу своих заслуг; хотя случается, что и против праведника совершается злодейство (об этом надо отдельно говорить и отдельно пояснять, когда и как это происходит).
И только война никак не зависит от людей. Если она должна случиться – ее не миновать. Вопрос: как мы узнаем, какой войне быть, а какой не бывать? Так и узнаем – по уже совершенному факту. (Потому что у нас сегодня нет тех пророков, пророчества которых вошли в Танах, они как раз отлично знали о грядущих войнах. Их Всевышний выбрал, чтобы через них оповестить нас.)
Но вот каким образом войне идти, как на ней себя вести, сколько будет поражено и разрушено – это, возможно, во многом зависит уже от людей.
И тут меня обычно спрашивают ученики: "Стойте, ребе, так ведь всё прописано на Небесах, все зависит от них. Чем война отличается от всего остального?"
Ну да, все известно Небесам, более того – всё ими и устроено. Но как сказал раби Акива: свобода воли и выбора нам дана в полной мере. Но не в войне, которая катится по земле и городам, все под себя подминая, как асфальтовый каток, и ни перед чем не остановится, так что хватай своих и отбегай в сторону, если еще не поздно.
В этом и различие: все, что мы видим в быту, – это разборки на уровне отдельных лиц. А война, мор, гигантская катастрофа, когда видно, как много в этом ряду вполне невинных жертв, – нет, это не мы вольны начать, да и порой прекратить тоже далеко не всегда мы с вами можем. И пока не будет испита до дна (извините за высокий штиль) чаша боли и наказания целыми народами (народами!), ничего не кончится.
Ну и что нам с этим делать? Так и сидеть, сложа руки?
Почему это сложа руки? Если на нас напали – будем воевать, защищаться, разя врага, который пришел по наши жизни. И не смотреть, сколько там у данного врага дома детишек, любит ли он жену, природу, зверушек в лесу, хорошо ли учился в школе. Пришел убивать – будет убит.
Убьем и не пожалеем – если нет другого выхода. (Потому что, конечно, желательно просто взять в плен, оставить даже врагу жизнь ровно в той степени, сколько надо, чтобы он нам не навредил.)
Будем драться! Будем помогать что есть сил тому, на кого несправедливо напали. Будем защищать человечность!
Ну и зачем тогда Талмуд нам рассказывает, что не от людей война – а от Всевышнего? – А затем, что "все хочу знать"! Раввины изучают этот мир. А мы сидим чуть ниже и слушаем, что они нам открыли. То есть учимся и передаем знания дальше. (Лично я передаю известным мне способом – тем, что перевожу. А вы передаете тем, что в ваших семьях растут дети, которые – благодаря вам! – учат и соблюдают законы Торы.)
На днях переводил другое место в Талмуде. Это уже Бава-Кама 38а, в самом низу. Мудреца Улу попросили לנחם (утешить) рава Шмуэля бар Йеуда, у которого умерла дочь. Не буду пересказывать всех перипетий, сами посмотрите, чем он его утешил. Но по ходу утешения Ула привел раву Шмуэлю известный отрывок из Торы, где Всевышний сказал Моше, чтобы не затевал войны против Моава. И возник вопрос: разве Моше могла прийти в голову мысль начать войну, которую не санкционировал Всевышний? На это можно сказать, что да, могла прийти такая мысль, потому что до этого Моше уже провел ряд войн по пути из Египта в Эрец Исраэль (которые ему приказал провести Творец, кстати).
Но здесь другая вещь! Как Моше мог вообще подумать, что против Моава надо воевать? Ведь все войны от Всевышнего! Ответ нам известен давно: предупреждение не воевать против Моава надо было сделать, чтобы евреи знали: в будущем из Моава произойдет та праведница, которая станет бабушкой царя Давида. А царь Давид – краеугольный камень всего еврейского здания: прямой потомок царя Давида станет Машиахом.
Впрочем, мы сегодня заняты не Машиахом, а войной как таковой.
Итак, еще в одном месте Талмуда сказано, что все войны – от Творца мира! Он их начинает, Он их заканчивает. А народы мира учатся по ходу своей истории, что́ им надо в себе исправить, чтобы не погибать как скот от преступных военных замыслов, которые спланировали против них отморозки-правители, получившие от Всевышнего шанс напасть на мирных соседей. Тот шанс совсем не случаен. Именно потому он и был дан преступникам, чтобы достойные люди не погибали как скот.
Будем защищаться, всегда и со всеми поступать справедливо и учить Тору.
РС. Кстати, римляне вот зачем пришли на суд Небес. Они задумали получить награду за то, что разрушили Храм, в результате чего евреи рассеялись по всему белому свету, но не перестали быть евреями, не оставили Тору, а донесли ее до самого конца истории. Ой, если вам не нравится фраза про конец истории, исправлюсь: и донесли Тору до нас с вами. На что римлянам сказали: молодцы, а теперь получайте по заслугам – и пропадите пропадом. Потому что вы не братья Йосефа, чтобы вас прощать.