Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Рассказывает один еврей:
- У нас в районе обитают странные люди, их не много, но есть. Встречают меня каждое утро во время молитвы – и ни разу не ответили мне шалом. Я с ними здороваюсь – от них никакого ответа, будто меня нет.
Спрашиваю его:
- И что, совсем с тобой не разговаривают?
- Нет, почему же, разговаривают, когда я обращаюсь в вопросом или по какому другому делу. Просто не здороваются.
- А ты с ними?
- Сначала здоровался, потом перестал. Любой на моем месте перестанет. Сказано, что тот, кто не отвечает на приветствие другого, как бы крадет у него. [От себя добавлю: это написано в Брахот 6Б – Р.П.] Этих людей уже ничто не исправит.
- Ну так если ты прекратил с ними здороваться, вряд ли они исправятся. На тебя была вся надежда.
- Шутишь, да? А ведь то, что они делают, – это оскорбительное поведение! Человек проходит мимо тебя и не видит в упор – будто ты воздух, пустое место.
- И как ты думаешь, почему?
- Тут и думать нечего. Потому что я "русский", вот почему!
- То есть эти люди не здороваются со всеми "русскими" в вашей синагоге? Ты же в общине не один "русский", верно?
- Есть и другие, я не особо обращал внимание, кто с кем здоровается. Или здесь просто недостаток воспитания. Да, точно! Израильтяне именно этим недостатком страдают…
И он ушел страдать от того, что с ним не здороваются. А я задумался. Дело в том, что со мной в моей синагоге почему-то здороваются все. А я ведь тоже "русский". Хотя и особый случай: сам вступаю в разговоры со всеми, мимо меня трудно пройти, сделав вид, что меня не заметили. Если человек идет один и не разговаривает по телефону, я так громко с ним поздороваюсь, что он вздрогнет. Ну а если серьезно, согласитесь, что есть несколько причин не обижаться на тех, кто не реагирует на наше приветствие. Первая: тяжелые проблемы, которые навалились на человека. Такое бывает сплошь и рядом. Вторая: общая задумчивость того или иного еврея. Сам знаком с одним таким: идет по улице, бубнит на память Мишну или Гмару. Да кто мы такие, чтоб ему мешать?))
Но главное даже не в этом, а в том, что мы почему-то хотим, чтобы нам ответили шаломом на шалом. Почему? Разве для этого мы приветствуем другого еврея? Положено здороваться. Это заповедь, нам положено – а как будут отвечать или не отвечать другие, уже не наше дело. Вот если мы – учителя в хейдере, а остальные люди – наши ученики, пятилетние дети, то да, их воспитание возложено на нас, потребуем, чтобы вели себя как следует! Но если мы не учителя, а остальным не пять лет, то как можно требовать чего-то от других?
В конечном счете, на людей надо смотреть "хорошим взглядом" – айн-това. И не подозревать их в злонамеренности, невоспитанности или даже враждебности. (Умная фраза? Сам читаю и перечитываю.)))
Учим в трактате Брахот 2А: אמרו עליו על רבן יוחנן בן זכאי Говорили о рабане Йоханане бен Закай, שלא הקדימו אדם שלום מעולם ואפילו נכרי בשוק что никто не опережал его с приветствием – даже нееврей на рынке.
А ведь рабан Йоханан бен Закай был величайшим мудрецом своего времени. Не было мудрее его ни в Торе, ни в Мишне, ни в законах. Лидер еврейского народа, руководитель и учитель – и он "всех опережал своим приветствием", даже неевреев. То есть первым говорил шалом и вряд ли смотрел, ответили ему или не ответили.
Месяц элуль. Требование "хорошего глаза", добросердечности – не пустая теория, а обычная практика, которую надо применять в своей жизни, в семье, на улице, в синагоге, везде! Я даже с женой здороваюсь.
Понятно, что сегодня на городской улице не принято приветствовать незнакомых. Но в своем-то районе, но уж с теми, кто стоит с нами на одной молитве – мы ведь можем вести себя, как того требует Тора?
Скажем человеку шалом и не будем подозревать его в "воровстве" нашего приветствия, если он почему-то нам не ответил.
С Новым годом, евреи! Доброго вам шалома! И можете мне не отвечать, я не обижусь.))