Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Ваш друг купил машину, подержанную. Как он сказал, "счастье со вторых рук". Позвал вас посмотреть. Будучи крутым специалистом в автомобилях, вы пришли, осмотрели покупку со всех сторон, заметили несколько неполадок, заглянули в салон, за руль садиться, чтобы сообщить ему свое экспертное мнение, не стали. Друг все время стоял рядом, лицо радостное, ждал, когда вы похвалите его покупку.
Помните, что́ вы сказали?
Давайте я вам напомню. Всего есть два варианта. Первый: похвалили, поздравили с удачным приобретением. И цена нормальная, и машина зверь, езди и наслаждайся. Второй вариант: как и положено правдивому человеку, сурово заявили, что не только фирма ненадежная, но и модель изношена, на запчастях разоришься (дело происходит в Израиле, не в России, где теперь изолента – тоже запаска для Лады), зря ты ее купил, надо было посоветоваться со мной. Когда эту выкинешь, приходи – я на машинах собаку съел.
Теперь вспомнили?
Ладно, еще помогу вашей памяти. Подсказка: это очень хороший ваш друг, вы один другого не подводите. Но и обижать друг друга зря не станете. К тому же машину вернуть продавцу уже нельзя, поезд ушел!
Заглядываем в Талмуд. Трактат Ктубот, лист 17, вторая страница:
Вопрос: как танцуют перед невестой, которую выводят из дома отца и ведут к хупе? Что ей говорят? (Невесту надо хвалить. Обычай этот ныне не очень соблюдается, но нас интересует Талмуд, а не особенности современных социальных отношений. Вопрос: за что надо хвалить невесту?) Мудрецы школы Шамая говорят: "Насколько выглядит, настолько и хвалят". Мудрецы школы Илеля говорят: "Хвалят за изумительную красоту и праведность". Сказали мудрецы школы Шамая мудрецам школы Илеля: "Неужели вы считаете, что даже хромую и слепую хвалят за то, что она красива и праведна? Но ведь Тора говорит (Шмот 23): "От неправды удались!" – Сказали мудрецы школы Илеля мудрецам школы Шамая: "Если некто совершил плохую покупку, что ему сказать? Надо ли похвалить покупку? Или надо сказать, что покупка плохая? Известно, что надо похвалить ее, проявить свой айн-тов, "добрый глаз", щедрость души".
Как видим, даже древним было известно, что покупки надо хвалить во всех случаях (если сделку уже не отменишь) – и спор шел только о невестах: за что конкретно?
Пришли к выводу, что даже недостатков кривой и косой невесты мы не видим и срочно ищем, с чем поздравить жениха. Ну, например, что у нее очень мудрый отец. У всех невест мудрые отцы. Так советовал поступать адмор из Стрыкова: "В каждой вещи, человеке или явлении есть положительная сторона. Найди ее в невесте – и похвали ее".
Другой метод предложил раби Меир Хадаш. Посмотрите на невесту как бы глазами жениха: он взял ее за хорошие качества, ему она очень нравится – вот и похвалите ее как бы от лица жениха. Никто не женится на девушке, в которой он не нашел ни одной положительной черты. Хоть что-то хорошее в ней да есть. Вот это хорошее и отметьте.
Обычно так хвалят чужих детей их матерям, хвалят чужие новые, только что купленные автомобили их счастливым владельцам, просто невест просто женихам. Похвалите – и не ошибетесь.
Таков путь людей с добрым сердцем и "хорошим глазом". Это точно про вас.
Я рад, что вы вспомнили, что именно так и поступили! Кто из нас посмеет обидеть друга ненужной критикой автомобиля, испортив ему настроение? Ни один человек не станет заранее его жалеть: "Ой, помяни мои слова, еще поездишь по ремонтным мастерским, еще разоришься на всех этих карданных валах, или что там у машины внутри?"
А вот отрывок из Торы на ту же тему. Сказано (Дварим 10): "Выпили себе две каменные скрижали – как первые". Так Всевышний приказал пророку Моше. Слово "себе" мудрецы Гмары (Недарим 38, стр.1) объясняют следующим образом: Тора была дана только Моше и его потомству, но не всему Израилю.
Однако Моше был добрым человеком, под стать нам с вами, обладателям "доброго глаза": он передал Тору всем евреям. О Моше сказано: "Добрый глаз будет благословен". То есть, еврей, будь щедрым, дари – и тебе будет дано благословение.
И все же, согласитесь, это очень странное место в Талмуде. Мы-то знаем, что в самой Торе много раз написано, что она дана всему еврейскому народу.
Тогда почему "себе"? Разве не для всех евреев получил Моше Тору? Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объяснил (на Дварим 31:19): глубокое изучение Торы было заповедано только Моше и его потомству, а остальным было дано выполнять заповеди практически. Тогда почему мы учим Тору глубоко и проникновенно? Потому что эту заповедь подарил нам Моше, только ему мы обязаны таким счастьем!
Итак, я рад, что мы вспомнили весь эпизод с машиной нашего друга – как мы скрепили свое сердце и не дали рту произнести слова критики в адрес его совершенно блестящей и великолепной покупки. Мы подарили ему радость!
А заодно мы только что выучили, что надо постоянно улучшать свои качества. Вчера я покритиковал кого-то зря, а сегодня уже смолчал. Маленькая победа, но на небе ликуют ангелы. Ура, хаверим!
Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика