Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ночь, улица, фонарь, Израиль

Отложить Отложено

Помню, по нашем приезде в Святую землю, ещё и не обвыклись мы несколько месяцев на новом месте, замигал уличный фонарь у нашего дома. Да так ярко замигал по ночам, что надо было ставни-трисим закупоривать, будто зимой. А мы люди европейские, привыкли, чтобы ночью все окна нараспашку, да только тут дроссель у фонаря пробило, вот он и начал общаться с нами морзянкой.

Делать нечего, нам терпеть невзгоды довелось в Русии и почище этой. Все-таки прибыли на родину! Можем и потерпеть.

И вот, приехала через несколько дней бригада с мобильным краном, залез человек на верхотуру, все починил, поставил плафон на место, а я рядом стоял, в своём садике-гине и говорю: спасибо. Тут рабочий и спросил, услышав во мне акцент, а тогда русской алии ещё час не пробил, мы были полной экзотикой, если не считать тех, кто приехал десятью годами раньше, так те уже без акцента говорили, вот он и спросил: это я их вызвал?

По советской привычке я сразу ушел в отказ: нет, не я. – Я и на самом деле никуда не жаловался.

Почему не ты? – вдруг он задал вопрос.

Помню, в шестом классе у нас в тряпку, которой стирали мел с доски, живого воробья посадили. Учительница тряпку взяла – оттуда как выпорхнет! Учительница спрашивает: Пятигорский, это ты учинил? – Нет, отвечаю, не я. – А она таким строгим тоном: почему не ты?

То есть это я написал тут невозможный вариант диалога. Учительница не спросила, почему не я. А просто вызвала мою маму. Но если бы спросила, почему не я, я бы очень удивился.

Вот и тут я очень удивился, когда коммунальный работник по имени Алон, как позже выяснилось во время долгого дружеского разговора – Алон из Марокко, спросил меня: почему не я их вызвал? И объяснил, что должен был вызвать!

Почему должен?

Да потому что, кто терпит чужую недоработку – мигающий фонарь, дырку в асфальте, упавшую после урагана ветку, которая второй день лежит на тротуаре, а её руками не поднять – кто все это терпит, тот, наверное, говорит про себя разные не самые красивые слова в адрес тех, кто не спешит выполнить свою работу, – в данном случае в адрес ирии. То есть мэрии.

Он эти слова произносит про себя, а ведь это и есть синат-хинам, пример беспричинной нелюбви. Люди-то, эти самые коммунальные работники, невиноваты! Им никто не сообщил, что они должны срочно примчаться и убрать тяжёлую ветвь, поменять дроссель в фонаре, поймать змею, которая приползла в наш район из Шуафата и пугает детей, хотя кусаться ей нечем. Короче, им, этим работникам специальных служб, надо сообщить, а не молчать в формате "оле хадаш, иврит катан".

Сосед стучит молотком с двух дня до четырёх, когда по всей стране объявлен тихий час. День стучит, второй. Скажите ему! Ведь он не знает, что вы в это время его не любите! Как узнает, сразу прекратит. Таков закон Торы, запрещающий нам синат-хинам.

Правило простое: если ты недоволен поведением какого-то человека, оно тебя раздражает, мешает тебе – обязан ему об этом сказать. Он как услышит, тут же прекратит, обещаю вам. Да еще спросит с укором, почему ты раньше ему не сказал, он ведь не знал, что мешает. А если не прекратит, то по крайней мере ты сделал все, чтобы удушить в своем сердце нехорошее качество – нелюбовь к другому еврею. Ведь наша работа – смотреть за собой, а не за другими, верно?

**

Шли евреи по пустыне, и стало им не хватать воды. Приходишь в свой шатер после молитвы, а во рту пересохло. Детям по чашке вечером дают, не больше, чтобы не плакали. Можно было потерпеть? Да не вопрос! Моше, он знает, что делает и что не делает. Все идет по плану. Ан нет! Евреи пришли и возроптали: где вода? Моше пошел и ударил посохом по скале, пошла вода.

Назвали то место Мэй-Мрива, Водой спора. Получается, что нельзя было проявлять недовольство тем, что воды мало? Нет, не поэтому назвали Водой спора. А потому что не просто пожаловались Моше, а возроптали на Всевышнего. Вот если б просто пожаловались, без привлечения Небес, то и закончилось бы мирно. За просьбу дать воды никто не был наказан, если не ошибаюсь. Более того, требовалось именно попросить, чтобы не было несознательных элементов, которые ходят и бурчат себе под нос: что это наш Моше, совсем берега моря Суф перепутал?

Ты на Моше злишься? А он не догадывается! Вот и скажи ему. И будет мир во всем Израиле!

**

Годами я учил людей в своих видео и статьях блога на Толдот: евреи, старайтесь не делать замечания друг другу! А теперь вон как повернулось в недельном разделе Хукат: иногда все же делайте.

Теги: Мусар, Недельный раздел Торы, Этика