Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
как к одному большому раввину, очень большому, пришел молодой человек с косичкой – в Израиле говорят "куку". Раввин с ним очень хорошо поговорил, но начал со слов: "Вижу, у тебя мой сын, нет денег подстричься. Могу тебе дать". И погладил его по руке. Все засмеялись. В смысле, засмеялись присутствующие при том разговоре у раввина. И имелось в виду, что засмеются и за нашим субботним столом. Люди улыбнулись.
Какой добрый и остроумный у нас раввин! Так классно осадил волосатого юнца. И тот шутку понял и не обиделся.
А я поморщился.
Или такая же история про того же раввина. Имя приводить не буду. На этот раз его навестил другой юноша, у которого на голове вместо "куку" красовалась миниатюрная кипа – из тех, которые называют "пять шекелей", этакая кипочка. Раввин снова погладил руку гостя – у него такая привычка, он всех гладит по руке – и сказал, улыбаясь: "Хочешь, я тебе настоящую кипу подарю? Денег не надо, это мой подарок". И снова все были довольны.
Мне вот кажется, что все эти рассказы неправда. Не было таких сцен у раввина! Ни у этого раввина, ни у других. Потому что настоящий раввин на подобные слова неспособен. Ведь они могут задеть и обидеть! А если вы скажете, что здесь не было умысла задеть, то отвечу: нас не должно интересовать, с какой целью слова были произнесены, но есть люди, которые обижаются на пошлость и хамство. А два эпизода – с "куку" и кипочкой – несомненное хамство. Раввинам оно не просто не присуще – у них подобной гадости и на атом не найдешь. Ведь это все равно что ударить человека по щеке, а потом сказать с доброй улыбкой, что пошутил.
Смотрите, посетил еврейского мудреца молодой человек с "куку" и, наверное, с массой татуировок по все шее и на руках. Зачем? Давайте подумаем, как он здесь оказался. Наверное, зашел заодно с религиозным другом – самому стало интересно, какие они, еврейские раввины. Или пришел за брахой, за советом, или даже захотел услышать слово Торы. Он к ней, к Торе, хорошо относится. Пусть не всё соблюдает или вообще от нее далек, но кто поручится за будущее? Может, он после этой встречи как раз заинтересуется ею по-настоящему. Начнет посещать уроки – раз в месяц, потом раз в неделю, а там после хупы будет учить ее и по часу в день, потому что девушка встретится ему такая же – под стать ему, которая уважительно относится к еврейству и к Торе, для нее это не пустой звук.
Да и с кипой произошло как-то несуразно. Такого размера кипу носит отец юноши и его дедушка носил. Он не видит в этом ничего зазорного. Зачем начинать знакомство с молодым человеком, в шутку его укорив? Пусть укор был сказан с доброй улыбкой, но ведь получилось колко, вы не находите?
Тут возникает более интересный вопрос. Почему вообще надо рассказывать истории, из которых следует – какие мы, евреи, соблюдающие Тору, хорошие! Все остальные как бы ниже нас. И даже смешные. "Хочешь, мой сын, я тебе косичку срежу? У меня есть ножницы". – Хаха, очень смешно. Эпизод называется "По пути к парикмахеру".
Повторяю, раввин, настоящий глава общины, никогда и не при каких обстоятельствах даже на чуть-чуть не обидит человека, особенно когда тот сам к нему пришел. Да что я тут говорю! Он его не обидит, даже если бедолагу притащили насильно, в связанном виде: "А ну, пошли к ребе, он тебе мозги-то прочистит".
А если все именно так и было – с кипой в пять шекелей и с "куку" – то это анти-Тора! Об этом запрещено рассказывать другим людям. Ибо диба, поношение в адрес мудреца, наговор, даже если правда. Иногда правда бывает страшнее лжи. О лашон-ара слышали?
Итак, не участвуем в подобных разговорах. Сами не говорим и другим не даем. Хотя, извините, другим не дать тоже надо уметь. Не осаживать же рассказчика за столом перед всеми – мол, что ты несешь, какой главный раввин, перестань поносить его имя! Такой окрик тоже запрещен. Уж лучше смолчать, но и не поддержать рассказчика улыбкой и согласием. Это точно!
Говорят, в наших книгах приведена масса примеров, когда мудрецы древности такое говорили друг другу, что "уши вянут". Это не аргумент! Потому что надо уметь читать такие тексты.
Вышла Брурия на балкон, а внизу по дороге шел мудрец, друг мужа Брурии, который спросил ее: "Дорога, по которой я иду, ведет в Лод?" А Брурия как ответит ему грозно: "Глупец! Да как ты смеешь разговаривать с женщиной?! Мог бы просто показать рукой и спросить: Лод там?"
Ну да, примерно так и написано в наших книгах. Только надо знать, как их читать. Брурия не сказала этих слов, их написали редакторы текста, забыв добавить для нашего века слова "так Брурия могла бы сказать". Кто же из тех редакторов знал, что мы, их потомки, все понимаем буквально!
И да, бывают и у раввинов ошибки. Их просто не надо разносить по людям, а тем более за субботним столом. Смотрите, я далеко не раввин, но могу рассказать о себе, как случилась со мной одна пренеприятная история, где я показал себя, что называется, во всей красе. Однажды давно давал я урок на семинаре, а люди решили, что я раввин, и пришлось их уверить, что перед ними простой лектор. Разговор при этом шел о цдаке – кому, сколько и как давать. Лекция читалась в субботу. Я и говорю: "Придет нищий, попросит денег. А если у нас суббота? Скажем ему, чтобы подождал до ее окончания – и тогда мы ему поможем". И тут одна из слушательниц, девочка лет 16, с милым, восторженным лицом, достает из кармана деньги и говорит: "Зачем ждать! Я ему сразу дам". Меня это детская простота поймала врасплох: что за уродство? Мы тут говорим о субботе, а девочка – уже не ребенок – нарочно ее нарушает. Нет, так не пойдет.
И вдруг я вижу, люди напряглись. В чем дело? Так и досидели напряженными до конца лекции, не задав ни одного вопроса. В моей практике подобного ни разу не было. А потом встали и ушли. Абсолютно все! Да что случилось-то?
Оказалось, что девочка – аутист. Она слабо понимала, о чем речь, поэтому вообще не въехала в тему субботы. А я назвал такое действие уродским. Ужас и кошмар!
Прошло много лет, а я все еще помню этот один из самых позорных моментов моей жизни.
Да, я ошибся. Поэтому прошу, не рассказывайте обо мне эту историю за субботним столом. И о других таких историй не рассказывайте. Ибо это или ложь – я про больших раввинов, или лашон-ара – я о себе.
Спасибо за внимание.