Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все — дети Б-жьи, даже если они не вели себя по отношению к Б-гу, как дети»Раби Меир, Талмуд Кидушин 36а

Раби Ханина бен Доса и два моих для вас вопроса

Отложить Отложено

Рифма получилась случайно, но это правда. Вопроса действительно два.

В переводе на русский трактата Бава-Мециа, который у меня сейчас на экране, приведена ссылка на другой трактат. Всё в целом выглядит так, это агада:

По поводу чуда, которое произошло с раби Ханиной бен Доса (См. Таанит 24а). Один человек оставил у его дома своих кур и ушел, забыв о них. Раби Ханина сказал жене, что они не могут пользоваться яйцами, которые те куры снесли. Со временем из птенцов выросли новые куры и петухи, которых стало так много, что их пришлось продать. На вырученные деньги раби Ханина купил коз, которые паслись в поле. Хозяева соседних полей пожаловались ему, что козы травят их урожай. Раби Ханина сказал им, что, если правда то, что они говорят, медведи съедят его коз, а если это неправда, то козы принесут медведей на рогах. Тем же вечером его козы принесли каждая по медведю на рогах. Когда пришел хозяин кур, раби Ханина отдал ему этих коз.

Смотрите. Пришли люди в праведнику и сказали, чтобы он присмотрел за своими козами, а то, неровен час, те потравят их поля. А праведник отвечает: ничего не потравят, у меня даже есть доказательство, потому что уже к вечеру мои мирные козы принесут злых медведей на своих рогах, а если я не прав, то наоборот. Козы принесли, и страсти вокруг них утихли.

Не в суд они пришли с претензией. Потому что в суде доказательство "от чуда" не принимается. А пришли для обычной беседы: присмотри, мол, сосед, за своим стадом, а то изгороди там нет, как бы не случилось неприятности. Он их и уверил в полной безгрешности своего стада. Хотя я бы на их месте на чудо не откликнулся: мало ли чудес бывает, ты лучше скажи: если потравят – готов ли ты заплатить за ущерб или нет?

Вопрос простой. Чудо – это что? Доказательство чего? Зачем оно вообще было сделано Небесами ради раби Ханины бен Доса? Чтобы убедить кого и в чем?

Пока ты нам показал только одно: твои козы сильнее диких медведей, теперь их точно никакая сила не остановит потравить наш урожай ячменя!

Нас с вами учили, что чудо – это то, что лежит вне природы. По законам природы должно произойти так-то и так-то. Но мы просим чуда – и происходит то, о чем мы просили, вопреки законам природы.

А если попросит не праведник? Скорее всего чуда не произойдет. Так ради кого они происходят? Ради праведников? А Билам?! Уж он-то явно меньше праведник, чем даже мы с вами, – а чудеса у него шли полосой на радость царям-заказчикам, которые приглашали его покарать врагов карой небесной. Профессионалом был!

Так кому делаются чудеса? Если даже злодеям, то что могли сказать соседи раби Ханины бен Доса? Да, ты мастер чудес, настоящий Давид Копперфильд, понимаешь, но это не убеждает. Ты, вот что, прибери-ка своих коз! А за медведей ответишь отдельно.

Короче, такой первый вопрос. Кому делаются чудеса? Можете не отвечать. Потому что, извините, убедить меня может только то, что подтверждено Талмудом, словами еврейских мудрецов, но никак не личными рассуждениями и личным опытом. Это раз.

Два. Как отвечают Небеса на наши просьбы? Чудесами или обычным ходом природы? Нет дождя – мы помолились, попросили воду с неба – нам ответили – и пошла вода! Она пошла чудом? Или заурядным грозовым фронтом?

Если Всевышний так руководит мирозданием, что оно естественным порядком способно творить нам ответ на каждую просьбу, то может, стоит впрямую научиться управлять природой? И проще, и менее затратно. Вон некоторые считают, что легче отстоять молитву шмонэ-эсре, чем кончить университет. А вот и не легче! Потому что тебе будет отвечено, только если у тебя есть заслуги в соблюдении заповедей. А если нет заслуг, то будет отвечено авансом, только если ты в сердце пообещаешь их впредь соблюдать.

Например, молитва за выздоровление заболевшего. Это не просто шевеление губами: мол, дай поправиться такому-то. Нет, это акт донорства! Всевышний, у меня есть заслуги, возьми часть моих заслуг – и соверши чудо, излечи такого-то.

В общем, вопрос такой. Как Всевышний воздействует на мир, который Он однажды создал, запрограммировал, дав природе течь по Его законам и правилам, но и наделив человека свободой выбора? Понятно, что Он может вмешиваться. Например, по нашей молитве. Ведь мы все – праведники, верно? Но как Он вмешивается? При помощи природы или чистым чудом? Причем не иногда, а всегда и постоянно? То есть другого воздействия на нас у Него нет – только при помощи чудес, хотя это и бывает редко, удивительно редко, реже, чем хотелось бы всем, у кого возникли проблемы? Или не реже, а в самый раз? Сколько надо – столько Он и вмешивается, иначе мы сами себе навредим, напросив себе столько благ и спасений, что потом в них и потонем, ндБ?

Как-то так. Извините за сумбурное изложение. По-другому не умею. Да и времени нет. Только не пишите мне свои соображения. Нужны четкие ответы. С цитатами из Торы, агады, Талмуда, законов наших мудрецов, светлой памяти. А вам – всего хорошего.

Кстати, скоро Песах. Поздравляю.

Теги: Талмуд