Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Авраам на Мертвом море

Отложить Отложено

Содержание ролика. Национальные парки в Израиле. Отношение Торы к природе. Речной источник: вода в символике Торы. Берег Мертвого моря. История про катастрофу в Сдоме. Город наказан за нарушение его жителями законов гостеприимства.

 

 

Почти семь киноминут. Но текста в кадре и за кадром удивительно мало. Помню, хотел еще рассказать о молитве Авраама за жителей Сдома. Но никак отрывок не вмещался – пришлось оставить затею.

И не беда! Авраам тоже оставил свою затею. Смирился с тем, что Сдом будет уничтожен.

Правда, не совсем понятно, зачем Всевышний вообще сообщил нашему праотцу о том, что собирается стереть Сдом с лица земли. Если для того, чтобы Авраам проявил свое стремление к милосердию – чтобы попросил за Сдом, то странно как-то. Получается: ты прояви свое умение просить за других – но Я все равно твою просьбу не выполню...

(Извините, я тут задаю риторические вопросы. Ибо ответы на них знаю. Целый урок построен на них – урок, который я изредка даю.)

Зачем Аврааму было сказано про Сдом? И зачем он на эту, извините, провокацию поддался? Ведь знал же отлично, должен быть знать, что не найдется в грешном городе ни одного праведника, из-за которого стоило спасти всех горожан.

А еще интересна арифметика прощения. "Не уничтожай город, если в нем есть пятьдесят, сорок, тридцать и т.д. праведных жителей". Что значит, не уничтожай? Получается, что злодеи получат спасение, спрятавшись за спиной соседа-праведника? Честно ли это, справедливо ль? Ведь мы учим, что ответа за свои поступки не избежишь. Расплатишься по полной программе. А здесь выходит – ан, нет?

И еще тема. Допустим, вымолил Авраам у небес прощение для содомян. Те утром проснулись – и даже не заметили, какой опасности в виде серы с неба только что избежали. И продолжали бы грешить дальше. А затем – в положенные графики календаря – каждый из них предстал бы перед Судом. А там ему объявляют, что он столько нагрешил, что грядущего мира ему не дадут. "Вот если бы, поясняют ему, ты не переступил границы и умер раньше – то мы бы дали тебе еще один шанс". – "Так что ж вы меня не убили раньше?" – "А мы уже было собрались. Да помешал один блаженный старик. Вымолил для тебя жизнь, ну ты и остался на земле". – "Да кто это такой?" – "Авраамом звали". – "Авраамом? А мы его об этом просили?!"

Вот и вопрос: не в ответе ли мы перед теми, кому сами же вымаливаем мягкий приговор?

Но это так, к слову.

Вариант того же подхода: "Дорогая Марья Ванна, не выгоняйте, пжлст, мальчика Вову из класса. Он исправится".

А если не?

** **

Два слова – и снова про Авраама. В Торе написано, что он вышел из Ур-Касдим. Тоже своего рода исход. Вышел из грешного мира – пришел к Торе.

А есть еще один Исход – нашего народа из Египта.

Чем они отличаются один от другого. Про первый мельком написано в Торе. Про второй написано в той же Торе больше, чем обо всем другом вместе взятом. По несколько раз в день в молитвах мы говорим об Исходе. Праздники ему посвящены. В принципе, все праздники Торы – только об этом: Песах, Шавуот и весомая часть Сукот, когда мы живем в шатрах, говоря, что точно в таких же мы жили, выйдя из Египта.

Так в чем разница между Исходом Авраама и Исходом из Египта?

Ответов много. Один из них: разница в том, что подвиг бывших египетских рабов мы можем повторить. И повторяем ежедневно, когда выходим каждый из своего личного Египта, исправляемся, делаем "тшуву", покидаем своего фараона, он же ецер-ара. Или хотя бы не идем у него на поводу. Стараемся не идти.

Потому учим, читаем и переживаем снова и снова тот настоящий, эталонный Исход. Ибо он наш, с нами, для нас совершенный.

А вот подвиг Авраама никому из нас не по плечу. Он уникальный, одноразовый во всей истории человечества.

Потому Авраам и стал нам праотцем, что совершил то, что совершил.

Кстати, что совершил-то?

Теги не заданы