Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
לעילוי נשמת אבי מורי ר' ישעיהו ישראל בר' יעקוב ז''ל
Представьте себе, что вы директор крупной фирмы. И выступаете с годовым отсчетом на объединенном совещании самых крутых руководителей в своей отрасли.
Или вы домашняя хозяйка, активная участница Общества Анонимных домохозяек. И вам дали слово на одном из еженедельных собраний.
Или вы художник, причем довольно известная личность в мире книжной иллюстрации. И вас пригласили на офлайновую конференцию, где вот-вот начнется ваше пятиминутное выступление.
Начали. Ваша речь льется непринужденно, вы уверены в себе. Вас внимательно слушают. До момента, когда вы делаете заготовленную паузу. Чтобы публика прониклась, осознала и оценила.
Итак, вы делаете паузу – и в этот момент раздается голос с заднего ряда, где сидят стажеры-новички, или с периферийных адресов скайпа, но тоже очень громко:
"Глупость вы говорите, молодой человек (госпожа домохозяйка, мистер президент, милостивый государь-художник)".
Вы немного шокированы. А голос продолжает:
"На самом деле все по-другому. Читайте там-то и там-то. Или смотрите книгу такого-то. Или откройте сборник рецептов онлайновых борщей, страница такая-то".
Вы опешили. Потому что оказались не готовы к такому выпаду.
Люди видят, что вы опешили, и ждут вашего ответа. Ждут с любопытством.
Поскольку вы правы, а незваный оппонент явно ошибается – есть два варианта. Первый: вы спокойно указываете ему на ошибку – и продолжаете свой доклад. Если он будет продолжать атаку – это уже дело устроителей совещания (собрания, конференции) остановить хулигана.
Второй вариант: смолчать и, как ни в чем ни бывало, продолжить выступление.
Есть, конечно, дополнительный ряд неправильных действий: например, заплакать. Или прокричать самозванцу все, что вы думаете о нем самом и его бабушке, проведать которую вы его незамедлительно посылаете. Есть и такой ложный ход: иронично поблагодарить за веское замечание – и двинуться дальше, оставив публику в полном недоумении по поводу вашей воспитанности. Вариантов много – но настоящих только два: сказать, что он ошибся, или смолчать, будто никто ничего вам не возразил.
Не буду говорить, что еврейская этика предлагает вариант "смолчать", это всем известно. Но предлагаю подумать – насколько это возможно в вашей ситуации. Напоминаю: вы президент фирмы, анонимная домохозяйка, книжный дизайнер.
А если серьезно: всегда ли вы умеете смолчать в подобные моменты жизни?
Нетрудно сказать: да. Что означает: да, нам Тора предлагает нелегкий, но правильный путь человеческих отношений, и я с таким поведением согласен. Никого не обижай, всех люби, думай о других, помогай нуждающимся.
Это сказать нетрудно. Трудней сказать о себе: да, я так себя и веду. Всегда молчу, когда меня незаслуженно обижают при всех, срамят, голословно пытаются опустить[1].
**
В одном курортном городе на Востоке Германии однажды летом собралось несколько крупных раввинов. Среди них был адмор из Стропкова (город в Словакии).
И вот, на встрече раввинов появился один человек с серьезным вопросом по еврейскому Закону. Опросил нескольких раввинов, каждый ответил по-своему. Обратился и к адмору из Стропкова. Тот ответил коротко: "Это Маген-Авраам[2], глава такая-то, параграф такой-то".
И тут же его кто-то перебил, сказав, что в "Маген-Аврааме" написано совсем по-другому. Адмор даже лицом не повел. Как стоял – так и продолжал стоять – будто никто ничего не сказал!
Все продолжили обсуждение. Но каждый вернулся домой и первым делом посмотрел в книге. Оказалось, как сказал адмор из Стропкова.
Что им руководило? – Ответ понятен: выдержка и нежелание позорить другого.
Мы так умеем? Насколько часто? А среди своих домашних?
(Эпизод с видео-урока "Работа над своими качествами".)
[1] Понятно, что наиболее приемлемый ответ: пытаюсь себя так вести.
Но если человек на самом деле уверен, что ведет себя хорошо, то моментально ему задается контрольный вопрос: а другие люди? Как они, по вашему мнению, ведут себя? Так же, как вы – праведно и правильно? Или хуже вас?
Если человек отвечает: к сожалению, чаще хуже, чем лучше, – сразу его заявка на звание цадика полностью аннулируется.
А если говорит: с другими все в порядке, у меня нет к ним претензий и пр., – его заявка будет изучаться высшими инстанциями дальше. И тогда пусть ждет полевых исследований. Практический экзамен придет, никуда не денется. А ведь все началось с невинной реплики: я веду себя хорошо.
Самоуспокоение враг покоя.
[2] Автор – раби Авраам-Авли Алеви Гомбинер (ок. 1637—1683 гг., сирота после погромов Хмельницкого, да сотрет Всевышний память об этом злодея – вместе с Амалеком). Получил имя по своей книге Маген-Авраам, которая представляет собой обстоятельный комментарий к одному из разделов кодекса Шульхан-Арух — Орах-Хаим (Образ жизни).
Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел