Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Мы живем в мире, который сами же и создаем (т.е. Тора не на небе). Пример дается в одном изящном комментарии, взятом у раби Яакова Ашера Граевского, из его книги "Шват-Алеви".
Наш праотец Яаков возвращался от Лавана, где он, как известно, соблюдал все доступные ему заповеди Торы. Навстречу ему двигался брат Эсав. Написано (Берешит 32:8): "И испугался очень Яаков, и стало ему тесно".
Раши поясняет: "И испугался – вдруг он (Яаков) будет убит; и стало ему тесно – вдруг он убьет других". ["Других" вместо "другого", т.е. Эсава. "Сифтей-хахамим" замечают, ссылаясь на Мидраш-Танхума: Яаков опасался, что, убив Эсава, он доставит страдания своему отцу Ицхаку, который был привязан к Эсаву. И тогда отец (ндБ) проклянет его.]
Причина его страхов, в общем-то, понятна. Она объясняется самим Яаковом буквально через несколько стихов (там же 32:11): "Катонти миколь ахасадим, я меньше, чем все Твои благодеяния для меня". Т.е. Ты так много мне помог, но я очень сомневаюсь, настолько ли я праведен в Твоих глазах, что Ты поможешь мне в противостоянии с Эсавом".
А можно перевести и по-другому: "Стал я меньше из-за всех благих дел (которые Ты совершил мне)". Откуда такой вариант? Да прямо из Раши, удивительного Раши, который пишет на этот стих: "Уменьшились мои заслуги из-за Твоих благих дел для меня, поэтому боюсь, что, возможно, из-за какого-нибудь своего греха стал я недостоин Твоего обещания, и получится, что буду передан в руки Эсава". (Как видим, выражение катонти михасадим Раши трактует как "стал я меньше из-за Твоих милостей в мой адрес".
Это означает: есть у меня заслуги из-за заповедей, которые я исполнял, живя у Лавана. Но Ты, Всевышний, мне постоянно помогал. И на эту помощь шли мои заслуги. Т.е., с каждым Твоим чудом моего спасения уменьшался мой баланс заслуг. И теперь их у меня совсем мало. Опасаюсь, хватит ли для встречи с Эсавом.
Правда, Раши упоминает еще и грех как причину слабости Яакова перед Всевышним. Сейчас посмотрим, зачем комментатору понадобился этот грех.
** **
Приведенный комментарий Раши назван нами удивительным. И вот почему. Дело в том, что на него найдено одно в высшей степени неожиданное толкование.
Есть в книге Теилим, составленной Давидом, такой стих (27:13): "Лулей ээманти лир'от бетув Ашэм беэрэц хайим, (Где бы я был), если б не моя вера в то, что увижу добро Ашема в земле живых!" Или: "если бы я не верил, что... и т.д".
В обычных изданиях над словом лулей в этом стихе стоят точки, никуд. Проверьте по книгам в своей библиотеке.
Классическое объяснение стиха таково. Если бы Давид не верил, что удостоится грядущего мира, олам-аба (это и означает увидеть "добро Всевышнего в земле живых", в грядущем мире), то врагам Давида удалось бы склонить его к уменьшению страха перед Творцом (ир'ат Ашэм).
Из этого объяснения следует, что Давид был уверен, что у него есть олам-аба.
Но вот что читаем в трактате Брахот (4а): Тана мишмэй дераби Йосе, Учим со слов раби Йосе: зачем стоят точки над словом "если бы", лулей? Ведь это знак сомнения. Получается, будто Давид сомневался в том, что Всевышний выплачивает награду праведникам в грядущем мире. Чтобы ты так не подумал, сказал Давид: я уверен, что Ты воздаешь награду праведникам в грядущем мире, но не уверен, если ли мне часть среди них: может, мой грех приведет к тому, что у меня не осталось заслуг.
** **
Важный момент! У каждого есть заслуги за исполненные заповеди и груз прегрешений, когда были нарушены запреты. Могут ли заслуги нивелировать прегрешения? И могут ли прегрешения уменьшить число и качество заслуг? Чтобы снять проступок достаточно ли совершить праведный поступок? Чтобы уменьшить награду хватит ли одного-двух грехов?
Мы, вроде бы знаем, что проступки нельзя снять праведностью. Сказано (Берешит 15:16): "До сих пор все еще не полна вина Эморейца". Вину можно снять только тремя путями: (1) не нарушать запрет, (2) страданиями, (3) исправлением, тшувой.
Но чем можно снять заслугу? А еще можно спросить так: если человеку в силу его заслуг полагается будущий мир, то не помешают ли ему совершенные грехи? (На эту тему см. статью "Как народы мира получали Тору".)
Итак, по раби Йосе – человек может не получить награду в виде будущего мира из-за прегрешений, сделанных в этом мире. Т.е. грех уменьшает заслуги. (Грехи и заслуги как бы лежат на одном счету; это одно и то же, просто с разными знаками: награда – плюс, наказание – минус.)
** **
Но в другой Гемаре (Менахот 87б) сказано, что раби Меир не обращает внимание на эти точки. А значит, по раби Меиру, нечего бояться, что грех уменьшает заслуги. (Грехи и заслуги как бы лежат на разных счетах. У них разная природа, они измеряются в разных единицах.)
Повторяем (это очень важно), по раби Йоси (у него есть точки) – грех уменьшает заслуги, а по раби Меиру (у него нет точек) – не уменьшает.
Теперь понятен Раши: испугался – что Эсав убьет его, стало тесно – что он сам убьет других. Здесь "другие" – это раби Меир, потомок Нерона, потомка Эсава.
Бомба, не правда ли? Другие – это раби Меир, Чудотворец, друг раби Йосе и ученик раби Акивы. Его мнение во многих местах Мишны приводят под словами: "Другие говорят…"
** **
Итог. И стало ему тесно – потому что вдруг убьет других и раби Меира в их числе. И тогда надо будет ставить точки в стихе Теилим, и тогда надо бояться – вдруг его какой-то, пусть мелкий грех уменьшит общее число его заслуг.
** **
Теперь и слово "тесно" становится понятным. И в самом деле, самые настоящие тиски: с одной стороны, убьет Эсава – не будет раби Меира; с другой, не убьет Эсава – тот сам убьет Яакова – и снова не будет раби Меира, и следовательно, не будет правила, по которому не надо бояться, что из-за греха праведник не попадет в Высшую ешиву на небе.
Почему испугался? Да потому что стало ему тесно!
Что в результате сделал? Нашел способы примириться с Эсавом.
** **
Финал всей истории. Эсав и Яаков остались в живых. Раби Меир родился в установленный ему срок. Правило, по которому мы существуем: грехи не отнимают у праведных людей грядущий мир. Кто способствовал появлению этого правила? Яаков, наш праотец! – Не на небе так решили, а он так решил.