Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Благословен источник или нет, зависит от человека, черпающего из него»Баал Шем Тов

Рош а-Шана и Йом Кипур — смотраскаяние

Отложить Отложено

Какая связь между праздниками Рош а-Шана и Йом Кипур?

Как «какая»? Большая! Кто же не знает?

Это два этапа одного процесса — суда над нами всеми, с особыми молитвами аналогичной конструкции. Как говорится там, «в Рош а-Шана записывают, а в Йом Кипур запечатывают».

То есть в Рош а-Шана записывают, кто праведник и потому достоин жизни, кто нечестивец и достоин смерти, а кто «средний», и может еще склонить чаши весов туда или сюда — до Йом Кипура. Тогда на записанный в Рош а-Шана вердикт ставится печать, и его уже нельзя изменить. Поэтому мы говорим о «десяти дней раскаяния», начинающихся в Рош а-Шана, в завершающихся в Йом Кипур.

Да, в этом описании все просто. Но вот если посмотрим на суть и «происхождение» каждого из этих праздников, то вдруг окажется не просто!

А именно:

Рош а-Шана — суд о роли в будущем

Об этом уже говорили. На самом деле Рош а-Шана — это не суд за прошлые дела и решение вопроса о награде и наказании. Нет, это определение сценария нового года — и роли, в котором в нем сыграет каждый из нас. «Смотр войск», на которых Верховный Главнокомандующий оценивает каждого «солдата» с этой точки зрения: что с собой сделал в последнее время, какое у него резюме — чтобы на этом основании решить, на что он способен в дальнейшем, куда его взять или послать (во всех смыслах).

По словам мудрецов (Рош а-Шана 11а), в этот день Б-г «помянул» нашу праматерь Сару, которая доселе не могла иметь детей — в результате чего у нее и Авраама родился сын Ицхак, ставший продолжением основанной ими еврейской линии.

А также Б-г «помянул» нашу праматерь Рахель, в результате чего у нее и Яакова родился сын Йосеф, а потом и Биньямин — эти дети и их потомки стали одной из ведущих ветвей еврейского народа.

А также Б-г «помянул» Хану, жену Эльканы, и у нее с ним родился сын Шмуэль, один из величайших пророков, помазавший первых царей: сначала Шауля, а потом и Давида.

Также в этот день вышеупомянутый Йосеф был освобожден из тюрьмы и взят к фараону для толкования увиденных им снов — удовлетворив фараона толкованиями и вытекающими из них советами, Йосеф был назначен первым министром: ты посоветовал, ты и делай.

Каждый из этих случаев — поворотный момент в судьбе человека, не просто что-то хорошее и долгожданное, но становление на путь, где человек смог выполнить свое предназначение.

До того, как каждая из упомянутых женщин зачала, жизнь для нее не имела смысла и была сплошным страданием; по словам Рахели, она была «мертва» (Берешит 30:1). Тогда как рождение сына не просто «оживило», но дало особую роль: произвести одного из великих людей в истории нашего народа.

А Йосеф до освобождения гнил в тюрьме, откуда, казалось, никогда не выберется. Но тут — из ямы на самую вершину, из рабства во власть, возможность сформулировать и провести политику, а также сыграть важную роль в истории еврейского народа — обеспечить спасение от голода в Земле Кнаан и смягчить прибытие в Египет, где народу было суждено пройти через рабство.

То есть во всех этих случаях Рош а-Шана стала днем получения возможности сыграть свою роль. День назначения, буквального или образного, на соответствующую позицию.

То, что Тора выражает словом пакад, несущем в себе такие смыслы, как «помянул», «назначил». Как уже объяснили, общий знаменатель здесь — Б-г «повернулся», «дотянулся» и что-то дал/поставил. Что у Него «руки дошли». Дал женщинам потомство, а с ним и особую роль, поставил их на эту «должность». И Йосефа поставил на должность первого министра фараона, тем самым дав ему роль.

Во всех этих случаях можно сказать, что был «суд», но не в смысле взвешивания заслуг и грехов, совершенных человеком доселе, и воздаяния за них — не в этом было дело. А в смысле решения его судьбы, взвешивания аргументов за и против наделения его данной ролью здесь и сейчас. Правильно ли давать этой женщине сейчас роль произведения великого потомка, справится ли? Правильно ли давать Йосефу сейчас роль визиря: дозрел ли, сумеет ли?

А Йом Кипур?

Йом Кипур — раскаяние за прошлое

А вот в Йом Кипур действительно вопрос о грехах прошлого.

Каким образом 10-е число месяца Тишрей было установлено в качестве Дня искупления — Йом Кипур?

Таким же, как целый ряд других еврейских праздников: это один из этапов духовного путешествия евреев в тот год, когда они вышли из Египта. Вышли — в день, который стал Песахом. Тору получили в день, который стал Шавуотом. Потом согрешили с тельцом и упали с высшего уровня в день, который стал постом 17 Тамуза. А потом — совершили 40-дневный процесс покаяния от начала месяца Элул до 10 Тишрея: Моше молил Б-га на Синае, а весь народ внизу. И вот, после тех 40 дней, 10-го Тишрея Б-г их окончательно простил и дал Моше вторые скрижали взамен первых, разбитых из-за тельца. Так этот день, 10 Тишрея стал Днем искупления на все времена.

Хорошо. Но тогда получается, что Йом Кипур — это завершение 40-дневного процесса, шедшего с начала месяца Элул.

А Рош а-Шана? Она в этом процессе, вроде бы, вообще не упомянута. Это всего лишь один из тех 40 дней между началом Элула и Йом Кипуром.

И, в свете сказанного, справедливо! Она не связана с этим процессом раскаяния за предыдущие грехи и восстановления былого уровня.

И «происхождение» у нее другое: она существовала с самого мироздания, в этот день был создан Адам. И все вышеупомянутые «поминания-назначения», кроме Ханы, были еще задолго до Исхода евреев из Египта.

Но какие тогда могут быть особые «десять дней раскаяния», начиная с Рош а-Шана? Были 40 дней раскаяния, с начала Элула, вот и все.

И правильно, получается, делают сефарды, которые произносят молитвы Слихот с начала Элула до Йом Кипура, — как раз тот период. Ашканазы же, начинающие произносить за определенное количество дней до Рош а-Шана — на каком основании?

Врозь, но вместе?

Впрочем, если Рош а-Шана действительно не связана с этим процессом раскаяния, возникает другой вопрос: почему тогда она приходится именно на эти дни, посередине этого процесса? За 10 дней до Йом Кипура?

Да, так получилось в год Исхода из Египта — 40-дневный процесс покаяния «наложился» на Рош а-Шана, начавшись за месяц до нее. Но ведь в таких делах случайностей нет! Да и каждый праздник в точности соответствует своему природному сезону, как не раз отмечали: Песах — именно весенний праздник, Суккот — именно осенний, посты 17 Тамуза и 9 Ава — летний «перегрев». Значит, и Рош а-Шана, и Йом Кипур находятся в точности на своих местах в этом цикле. Осенью, перед Суккотом, сначала именно Рош а-Шана, а затем Йом Кипур. Значит, какая-то связь все-таки должна быть.

Но какая?

Поскольку Рош а-Шана — первый из «десяти дней раскаяния», то, получается, она все-таки является частью этого процесса, кульминацией которого является Йом Кипур.

Но поскольку «в Рош а-Шана записывают, а в Йом Кипур запечатывают» то, получается, и Йом Кипур является завершением процесса, начатого в Рош а-Шана — определения роли каждого из нас в будущий год, назначения на эту «должность», этой «переписи» населения.

Как же так, два процесса одновременно?

К нам едет Ревизор

Ответ, возможно, найдем, обратившись вновь к тому же природному циклу, отражающему духовный. Ведь на самом деле и он существовал еще до года Исхода из Египта, а значит, потенциально все эти праздники тоже были уже заложены. Неслучайно есть намеки на то, что в семье праотцов соблюдали Песах (Раши Берешит 19:1, 27:9): весна всегда была весной, и в физическом, и в духовном плане. И лето с осенью тоже.

Итак, что произошло летом?

«Перегрев». Слишком лихие «танцы». В результате — не только падение с высокого уровня, но и нарушение строя. До греха тельца, при Даровании Торы евреи были «как один с одним сердцем» (Раши Шмот 19:2) — единство, а также упорядоченность, четкие и слаженные действия. Как представшие перед их взором тогда ангелы, которые расположены вокруг Небесного трона по лагерям, каждый со своей четкой функцией.

Но после греха — разброд. Как намекают мудрецы (Санедрин 63а), кроме тельца там было воображено и много других богов, каждая группа идет за своим идолом, осыпает проклятиями других, и начинается «лебедь, рак и щука».

И ррразошелся, то есть расходился.

Но теперь лето завершается, и жара начинает потихоньку спадать. (Хотя в этом году в Израиле с этим определенная задержка. Ну, в этом году много чего «не так, ребята»…)

Пора остыть. Осознать, что где-то слишком погорячились, и раскаяться, вернуться к норме, к балансу, который отражает осенняя погода (в Земле Израиля): уже не слишком жарко, но и еще не слишком холодно.

Но также и вновь сойтись. Восстановить строй. И провести смотр — после всего произошедшего оценить теперешнюю ситуацию, состояние народа в целом и каждого человека в частности.

Смотр?!

Ой, подождите, мы не готовы! Если смотр, и будет заостряться внимание на всех деталях, то у нас тут обнаруживается очень много разных недочетов. Да, узнав о приходе Ревизора, мы тут уже сами все осмотрели и выявили множество всяких глупостей и вещей, которые надо исправить.

Ну, вот и хорошо. Похоже, «пренеприятное» известие о том, что к вам едет Ревизор, пошло на пользу. А то иначе, хотя и понимаешь, что надо раскаяться и восстановиться, но нет четких сроков и реальных факторов, заставляющих всерьез продвигаться с делом. Ведь искупление в Йом Кипур — это даже после 40-дневного процесса все-таки милость Б-га. В отличие от Шавуота, к которому вел 49-дневный процесс восхождения по ступеням. Там был реальный труд, свежими силами весны. Силами Йосефа. Теперь же, после перегрева и падения, тех сил уже не нет. Осталось только признать, что сами не можем ничего, и, как Йеуда, молиться Б-гу, чтобы Он восстановил наш уровень и вознес нас на былые высоты.

И Б-г действительно помогает, но не чистой милостью — все-таки даже путем Йеуды благо надо хоть как-то заслужить (а то получится уже Ишмаэль). Поэтому Б-г так устроил, что перед Йом Кипуром, когда должно состояться искупление и восстановление былого уровня, выпала Рош а-Шана — смотр Его войск. Это известие о приходе Ревизора автоматически заставит людей, пусть уже не с теми силами, но, как могут, подняться и подтянуться. Самих срочно осмотреть ситуацию в своем «городе», выявить проблемы и хоть как-то попытаться решить. А то что же, вообще руки опускать? Ведь Ревизор все осмотрит и, чего доброго, решит, что вообще ни на что не годимся.

Поэтому Рош а-Шана выпадает посередине процесса раскаяния. (И, получив это известие, что к нам едет Ревизор, поднимаемся рано и начинаем молитвы Слихот согласно обычаю ашкеназов.) Это подстегивает и катализирует тот процесс. Смотр заставляет подтянуться и более усиленно выискивать и исправлять грехи. Поэтому, начиная с Рош а-Шана, идут особые «десять дней раскаяния» — хотя в Рош а-Шана был только смотр, он подтолкнул процесс раскаяния, вывел его на иной уровень интенсивности. Чем облегчил искупление в Йом Кипур.

В то же время, усиленное раскаяние позволяет не только искупить грехи прошлого, но и изменить нынешнее состояние человека, определяющее его будущее. Отсюда — логичное решение Б-га не «запечатывать» результаты смотра Рош а-Шана до Йом Кипура. Он понимает, что смотр многих застал врасплох, и потому дает дополнительное время на восстановление формы.

В конце концов, цель экзаменов — не только определить уровень ученика (он учителям часто и так известен), а заставить самого ученика повторять материалы и шлифовать свои знания. И цель приезда Ревизора — не просто кого-то изобличить и наказать, а заставить людей исправиться. Поэтому, если процесс исправления пошел, то можно и позволить более поздний дедлайн — не саму Рош а-Шану, а Йом Кипур. Который, таким образом, тоже играет двоякую роль: хотя сам по себе только смывает грехи, по факту также создает параллельное «расширение» смотра Рош а-Шана,

Остается пожелать нам всем успехов в обоих идущих рука об руку процессах: и искуплении грехов прошлого, и определении достойной роли в будущем.

Теги: Сара, Авраам, Йом Кипур, Элуль, Рош ашана, раскаяние, Яаков, Еврейский Календарь, Рахель, Иосиф, еврейские праздники, Ицхак, Новый год, Слихот, Хана.