Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?»Рав Ицхак Зильбер

Синдром Машиаха

Отложить Отложено

Вы же знаете эти районные мини-маркеты: в них есть всё или почти всё, товары в них дороже, они загружены товарами под завязку, в проходах и между рядами, где с трудом могут разминуться два человека, стоят ящики, и у продавцов обычные человеческие лица. Часто покупатели даже помнят, как их зовут — продавцов, и часто сам магазинчик носит не то название, что осталось на облупленной от нещадного израильского солнца вывеске над входом, а называется по имени продавца или владельца. Так это обычно бывает в спальных районах или в старых районах, заселенных семьями, живущими тут давно.

В нашем районе тоже есть такой мини-маркет, и, хотя его давно откупила сеть продуктовых кошерных магазинов, название сохранилось старое — по имени первого владельца, который эту лавочку с загроможденными проходами открыл.

И хотя теперь тут новый холодильник и большой ассортимент молочных продуктов, что и не снилось прежнему владельцу, по пятницам картонные коробки с халами по-прежнему лежат на полу, а фасад прилавка от самого пола забит сладостями, шоколадками, хрустяшками, мочалками и открывашками на любой вкус и цвет.

Имя прежнего владельца, которое и по сей день носит этот мини-маркет, — Машиах, так в Израиле иногда называют детей в надежде на приход Избавления. Но, согласитесь, услышать: «пойду куплю у Машиаха» или «вчера забыла у Мошиаха кошелек» — достаточно странно… Поначалу это легкомысленное отношение меня шокировало, и, в который раз услышав что-то вроде «вчера у Мошиаха были дешевые яблоки», я пришла к мысли, что у кое-кого слегка «не того» с головой…

Есть такое дело — «синдром Машиаха». Это болезнь самая настоящая. Она иногда нападает на людей в Иерусалиме, и тогда их душу вдруг одолевает ясное ощущение: тот, кого ждали тысячелетиями в Земле Обетованной, в Рассеянии и в Изгнании, тот, кто «перекует мечи на орала» и у кого «волк будет жить вместе с ягненком», — вот он я! Что уж тут скрывать, стою перед вами, извинения приняты.

Но чтобы вот так: средь бела дня, в центре Страны, не в Иерусалиме, совершенно адекватные люди говорили о Машиахе, как будто только вышли от него и зайдут к нему еще после обеда, — это было чуть больше чем просто легкий культурный шок…

Хотите, расскажу еще об одном небольшом культурном шоке, связанном с мини-маркетом Машиаха?

Однажды прихожу туда, тороплюсь и беру по минимуму — только то, что срочно надо. Небольшая очередь в кассу, три-четыре человека. И тут незаметно как-то протискивается мальчишка лет десяти, берет с полочки, расположенной под прилавком, шоколадный батончик и начинает «вытискиваться» обратно. Никто даже не обратил внимания, но продавец его окликнул. Мальчишка не удрал, он еще не выпутался из очереди, но сразу как-то потускнел.

— Я заплачу, — быстро предложила я. — Пусть бежит.

Но продавец мотнул головой, подошел к парнишке и отвел его за прилавок, в уголок. Вызвал другого продавца, чтобы очередь пока не томилась, а сам серьёзно так взялся за мальчика.

А продавец этот высокий, накаченный и, мягко говоря, неулыбчивый и далеко не приветливый.

— Я заплачу, — запаниковала я. — Отпустите его, пожалуйста.

— Да это не в первый раз, — шепнул второй продавец. — Мы не в первый раз его ловим, просто надо с ним поговорить…

Продавец, отошедший с парнишкой, тем временем сел перед ним на корточки. Держал его за руку и о чем-то тихо спрашивал. Мальчишка не делал попыток улизнуть, тихо стоял, опустив голову, и отвечал, наверное, но еще тише, слов было не разобрать. Да и как-то неловко прислушиваться, хотя страшно любопытно было, что он ему говорит.

Мы все, кто стоял в очереди, заплатили за покупки, все сделали вид, что ничего не произошло. Когда я выходила из магазина, первый продавец всё еще разговаривал с пойманным за руку.

— Ты уверен, что он… ну… не размажет его по стенке?.. Точно? Можно не опасаться? — спросила я у второго продавца.

— Он? Нет, никогда. Просто поговорит. Ведь важно сохранить самоуважение парня, но и так спускать тоже уже было нельзя. С ним всё будет хорошо. Может, он голодный. Поговорит — узнаем.

И я пошла домой.

Всё еще в легком шоке.

Я думала: может быть, пришли уже времена Машиаха, а я впопыхах не заметила? Это и есть настоящий "синдром" Машиаха, когда к людям будут относиться нежно и бережно, оберегая их "самоуважение", слово-то какое, когда продавец, поймавший маленького воришку за руку, потом разговаривает с ним, глядя в глаза и помня, как важно беречь этого ребенка.

Вы где-то такое видели?..

Может, забыли мне рассказать?

 

 

Теги: История из жизни, Между людьми