Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Лашон а-ра и рехилут о проступке бен адам ле-хаверо или Хулиганство в городе Н-скe-V

Отложить Отложено

 

 

К сожалению, за время прошедшее с прошлой статьи началась "борьба за мир" в бывшем СССР.  Уважаемый Гади Поллак об этом уже все сказал, остается пожелать всем жителям бывшего СССР мира на своей земле, избавления от фашизма, и прекращения домашнего насилия в международных масштабах. A жизнь нужно как-то продолжать, поэтому продолжим наше изучение законов лашон ара.

Прошлая статья вызвала у некоторых читателей недоумение.  Почему Гольдштейну нельзя было ничего рассказать о том, как Таль и Рон порезали шины Рабиновичу? Они же преступники, нужно их наказать, чтобы больше так себя не вели, плюс еще, может быть, и ущерб Рабиновичу возместили.  В прошлый раз мы об этом не говорили, поскольку обсуждался случай, в котором только присутствовала общая и слабая польза общественного осуждения плохих поступков. А теперь обсудим другой вариант.

 

«Подлецы, подлецы эти хулиганы», – думал Гольдштейн. – «Где Рабинович возьмет деньги, чтобы починить свою машину? А что делать? Этого же никто не видел! Я пойду в полицию, а свидетелей нет.  Одну секунду, а может быть, есть?» 

Тут нужно прервать наш рассказ и объяснить читателям некоторые особенности характера Гольдштейна.  Гольдштейн был человеком неконфликтным.  В том смысле, что не дрался, не хамил открыто.  Но зато он очень любил бороться за справедливость, права человека и за правду, и поэтому все время спорил с дядей Мишей Кукушкиндом. 

Надо сказать, что определение этих понятий у Гольдштейна было довольно узкое, и относилось преимущественно к самому себе.   Под правами человека обычно имелся ввиду очень конкретный человека – сам Гольдштейн.  Поскольку устанавливать справедливость и правду силой Гольдштейн не умел, в ход шло хорошее знание законов и правил, общая информированность, столько раз злившая дядю Мишу Кукушкинда,  и наконец, скрытая камера, которой Гольдштейн предусмотрительно снабдил свой балкон.  Если кто-то из соседей посягал на справедливость и права человека, то есть Гольдштейна, то доказательства извлекались из камеры, если служили делу справедливости.

 

«Может быть, моя камера засняла, как эти мерзавцы режут шины Рабиновичу?» – подумал Гольдштейн. – «Ну, тогда им не уйти.  Полиция их арестует, и справедливость будет восстановлена».

 

В таком случае Гольдштейн имеет право пойти в полицию и подать заявление, невзирая на разжигание ненависти между Рабиновичем и хулиганами.  Обычно тоэлет мамаш, конкретная польза (в нашем случае: хулиганов накажут и Рабиновичу, возможно, возместят ущерб) перевешивает вражду, постановляет Хафец Хаим (Законы лашон а-ра, гл. 10, Беер Маим Хаим 20).

Поскольку всегда нужно взвешивать пользу от слов, с одной стороны, и вред от них – с другой, то и тут не все просто, и у этого правила тоже может быть исключение, о котором мы поговорим в следующей статье.

 

Теги: Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, алаха, Работа, бизнес