Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Как и обещали, пример второго и даже третьего уровня субъективности.
Напомним, что под вторым и третьем уровнем субъективности мы здесь подразумеваем субъективность в оценках действительности, происходящая НЕ от личной заинтересованности, а из эмоций, воспитания, характера и жизеннного опыта человека. Разница между третьим и вторым уровнем заключается в том, что второй уровень подсознательной субъективности выявить и исправить возможно, а третий--нельзя.
Чтобы лучше понять этот пример, следует сначала прочесть пост многолетней давности тут( https://toldot.com/blogs/leib/leib_576.html) о том, как Рабинович путешествовал по миру не выезжая из Н-ска.
О ТОМ КАК РАБИНОВИЧ ВТОРОЙ РАЗ ПУТЕШЕСТВОВАЛ ПО МИРУ,В ПРЕДЕЛАХ ОДНОЙ КОМНАТЫ
--Боря--представляешь! Такое случилось--взволнованно и радостно встретил Когана спешивший куда-то лучший друг Рабинович.
--Что?
--Понимаешь, тут 50 лет тому назад один еврей приехал в Н-ск из Марокко, вроде, или может быть из Туниса, и помыкался в Израиле пару лет, а потом уехал куда-то в Южную Америку, по-моему в Коста-Рику, или может быть Колумбию.
--Хорошо--вежливо согласился Коган, не понимая, какое отношение это имело к Рабиновичу и жизни вообще,--и наших таких много, только в Канаду, к сожалению не он первый, не он последний.
--Он там устрoился, открыл бизнес, стал мультимиллионером, а тепер он умер и оставил кучу денег своим детям!
--Умер, барух даян эмет?--удивился Боря, который окончательно потерял логическую нить, и не понимал почему Рабинович так радовался смерти южноамериканского мультимиллионера североафриканского происхождения
-А еще кучу оставил на цдаку! И в том числе 5 миллионов шекелей на общественные нужды Н-ска, на усмотрение всех синагог и главного раввина города. Сейчас собрали всех габаев вместе с его местным адвокатом и главным раввином. Будем деньги делить--Рабинович предвкушал год, а может больше, легкой жизни на посту габая--теперь не нужно будет не с кого деньги собирать, на все хватит денег покойного сеньора зихроно ливраха.
Через пару минут Рабинович сидел в комнате вместе с габаями всех синагог города, главным раввином и адвокатом. Адвкокат предложил всем габаям рассказать, по одному, в каком деле в городе испытавается самая острая нехватска средств. Первое слово он предоставил Рабиновичу.
Очевидно, сказал Рабинович, что самая острая проблема, с которой мы столкнулись в прошлом году, это неожиданный всплеск олим (репатриантов) из бывшего СССР. Из-за ухудшения ситуации в России, Украине и Беларуси, к нам потянулись люди и им нравится наш город. Нам нужны деньги на то чтобы помочь людям встать на ноги, обеспечить их детям хорошее еврейское образования, и помочь пожилым пенсионерам.
Все с недоумением посмотрели на Рабиновича, а слово следующий габай.
--Йoсеф-Шмиель Рабинович, габай бет-мидраш Хасидим. Йосеф-Шмиель был назван в честь прадедушки нашего Рабиновича (https://toldot.com/blogs/leib/leib_2996.html) и следовательно приходился ему троюродным братом, но об этом не один, не другой Рабинович не подозревали.
--Я не знаю насчет русских олим, но мне кажется, что самая большая и застарелая проблема в городе, это отсутствие религиозной инфраструктуры. У нас на весь город только 3 миквы, и одна из них постоянно закрывается на ремонт. Плюс нужно вложить больше денег в школы для детей. У нас две Талмуд-Торы до сих пор в караванчиках ютятся.
--Шломо Габай, (тут он сделал паузу, чтобы не подумали что его фамилия Габай-Габай) габай Ор аХаим (марокканской синагоги)--возразил следующий делегат. Миква хотя бы работает и дети учатся. А вот если человек не ест, то это не восполнишь. Нам нужны деньги на горячие обеды в школах для детей из бедных семей, помощь для матерей-одиночек и еда на Шабат и праздники ....
Тут Рабинович вспомнил недавний разговор между дядей Мишей и Зоей Наумовной. За кого голосуешь, спросил дядя Миша. За ШАС--ответила Зоя Наумовна. Как, за этих, они же против Либермана?--удивился дядя Миша. ЭТИ мне заказы каждую пятницу привозят, возразила Зоя Наумовна, а перед праздником целый ящик, а твой Либерман только в телевизоре разговаривает.
....для неимущих, заключил габай Габай.
Следующим взял слово Авраам-Йешая Нойгершл, габай колеля Шаарей Тора. --Все начинается с изучения Торы. Если мы сделаем наш город маком-Тора, то это положительно повлияет на все остальное. А здесь как раз острая нехватка средств. Нужно вложить деньги в то, чтобы расширить колель и построить ешиву, и тогда произойдет настоящая революция.
--О чем идет речь--громко возразил Авиад Эциони, габай Шавей Цион--вы даже не знаете, что у нас в двух километрах от города живут около 50 семей герушей Гуш-Катиф (изгнанников из Гуш-Катифа). Люди, которые жертвовали собой ради народа, ради государства, и с которыми так грязно поступили до сих не могу наладить свою жизнь. Вот на кого все это время не обращали внимания, и кому действительно нужно помочь деньгами свалившимся на нас волей небес.
Рабинович заметил, что было утешительно, что и всех остальных делегатов слушали с недоумением, а тем временем слово взял мужчина в дорогом костюме.
Йонатан Дейвис, с сильным британским акцентом, представился следующий габай. Сказать честно, мне трудно представить в чем заключаются самые острые нужды города, поскольку в нашей синагоге с этими явлениями мы почти не сталкиваемся, для нас они диффузны и дисперсны, и даже рандомны. Конечно к нам приходят много просителей и мы пытаемся удовлетворить их просьбы в меру наших скромных возможностей, но это не всегда удается, поскольку даже наши финансовые ресурсы в неком смысле лимитированы и подвержены флюктуациям с колебаниями бирж..... Йонатан продолжал дальше изъяснятся на смеси изысканного иврита с вкраплением многочисленных ивритоизированных английских слов (как догадался Рабинович это придавало ивриту еще большую изысканность), а народ вокруг начинал ерзать и зевать.....
а также эвентуальной турбулентности финансовых рынков ассоциированной с пролонгированием процесса Брекзитa. Но вкратце (народ воспрял!), мне кажется что корнем проблемы финансого нездоровья является отсутствие хорошей профессиональной подготовки, и поэтому имело бы смысл открыть учебное заведение, которое гармонизировало спрос на рынке труда и его предложение, чем мы бы создали прочную и стабильную финансовую базу для всех тех достойных начинаний, с которыми так любезно ознакомили нас предыдущие спикеры.
Хай, я Джеф Миллер--встал последний делегат. Я из Кехилат Доврей Англит (это мы и так поняли, подумал Рабинович). Мы не очень понимать, что в городе есть--поэтому кажется мне, что мы все должен сделать, ээ, как это на иврите, коммитти, и вместе ээ, как это будет, уан секонд, а, разобраться что делать. Но вообще, трудно сказать правильной, что самый главный проблема в городе.
Все герои нашего рассказа искренне верят в то что они говорят. Исходя из совокупности их воспитания, жизненного опыта, образования, среды и обязанностей они действительно видят то что они видят. И поэтому изначально для них очень странно слышать что-то еще. И легче всего будет просто списать чужие мнения на стереотипы и отмахнуться от них. Но это будет означать, что они не избавились от второго, подсознательного уровня субъективности. Если вы помните, один из критериев того, попробовал ли человек избавиться от подсознательной субъективности--это способность видеть другую (или другие) стороны вопроса.
А если, наоборот, каждый поймет чужую точку зрения, то возможно (хотя и не гарантировано), что остался только третий, неотъемлемый уровень субъективности, из-за которого Авраам-Йешая Нойгершл, несмотря на способность объяснить точку зрения Авиада Эциони, тем не менее останется при своем мнение.
Теги: Талмуд, Мусар, Политика, философия, алаха, махлокет, споры, рав исраель салантер