Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Согласно Хафец Хаиму, выслушивать лашон а-ра от человека, который точно нарушает запрет, можно, если информация полезная и нет проблемы лифнэй ивер. Ну, хорошо, с этим мы разобрались. А как же обязанность поправить и протестовать? И, кроме того, мы уже писали (Вторая банка кальмаров для Абрамовича, см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_2356.html), что даже там, где нет запрета лифней ивер, есть запрет месайэя оврэй авейра (запрет помогать тем, кто совершает нарушение). Почему здесь эти запреты и обязанности не действуют?
Для того, чтобы попытаться найти ответ на эти вопросы, нам придется поглубже (ломдус!) разобраться в этих трех понятиях:
1. Тохэха — заповедь упрекнуть другого еврея
2. Запрет месайэя оврэй авейра — запрет помогать в нарушении Закона.
3. Запрет хануфа — запрет лицемерия и соглашательства.
С запретом хануфа и заповедью тохеха мы уже разобрались. Теперь давайте рассмотрим запрет месайэя оврэй авейра--запрет помогать в совершение греха.
В чем заключается этот запрет? На этот счет есть несколько мнений. Но в любом случае, запрет месаэя оврей авейра подразумевает какое-то действие, которым мы помогаем сделать грех. А в нашем случае человек просто слушает лашон ара ради пользы, то есть никакого действия не совершает. Поэтому запрет месайэя оврэй авейра в нашем случае неактуален.
На этом мы закончим обсуждение ответа на вопрос, который читатель Алекс С. (большое ему спасибо!) задал полтора года назад (https://toldot.com/blogs/leib/leib_2248.html#nc_commentID910_2248_52543). Это заняло довольно долго, но зато мы приобрели более глубокое понимание понятий лифней ивер, тохеха и xaнуфа, и того, как они взаимодействуют с законами лашон ара.
Теги не заданы