Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В Цюрихе уже около 100 лет проживают бок о бок евреи, выходцы из Германии, йеки, и евреи, выходцы из стран восточной Европы, хасиды (а также польские, галицийские и венгерские евреи-не хасиды). Сефардов в Цюрихе очень мало, они живут в Женеве и говорят по-французски, но по той причине, что я с ними не знакома (и французским не владею), то расскажу вам про хасидов с йеками.
Начнем с небольшого экскурса в историю. Точно не известно, когда евреи появились в Швейцарии, возможно в 4 веке они прибыли туда вместе с римлянами. Со второй половины 13 века евреи стали селиться в больших городах, Цюрихе, Люцерне, Берне и других. Но оставалось так не долго, т.к. евреи подвергались преследованиям, кровавым наветам, их сжигали на кострах, имущество отбирали, выжившие бежали из страны. Однако они возвращались, но в 14 веке опять подвергались погромам. Во время эпидемии чумы их ложно обвиняли в отравлении колодцев. В 17 веке евреям разрешили поселится в "черте оседлости", т.е. в двух деревнях Эндинген и Ленгнау (об этом хочется рассказать поподробнее, попробую в другой раз), но их права были ограничены. В 19 веке (1866) евреям наконец разрешили расселиться по всей Швейцарии, в том числе в Цюрихе. За 20 лет до этого 100 евреев из швейцарской "черты оседлости" и восточной Европы образовали маленькую общину, которая стала в дальнейшем называться ИЦЦет (еврейская община, тяжело перевести это название адекватно). В 1898 от ИЦЦет откололась (из-за появления рефомистских настроений и практик, таких как смешанный хор; ныне ИЦЦет называет себя "модерн ортодокс") более религиозная часть выходцев из Германии, йеков. Они создали свою общину ИРГ. Община постоена по модели франкфуртской общины рава Шимшона Рафаэля Гирша. Сейчас насчитывает 350 членов (мужчин, вместе с женщинами и детьми их в несколько раз больше). В 1912 евреи, выходцы из стран восточной Европы, основали свою общину Агудас Ахим (сообщество братьев). Собственно в этой общине мы и состоим. Ее называют хасидской, хотя вовсе не все члены, включая нас, хасиды.
Йеки и хасиды - это два разных мира. Западная и восточная Европа. Пунктуальность и ее отсутствие. Простота быта (чистота и порядок) и подчеркнутая царственность (дома должно быть как во дворце). Философия рава Гирша и мировоззрение хасидских реббе. Щепетильное отношение к правилам и... ммм...эээ... мистические трактовки правил. Сухость и эмоциональность.
Если вы зайдете в синагогу йеков во время молитвы, то там будет ощущение, что вы на приёме у английской королевы: тишина, сосредоточеные лица, этикет, особое произношение святого языка, необычно краткий, экономящий бумагу и чернила стиль молитвенника (сидура). Если вы опоздали на пять минут, то вы пропустили пять минут:)
Если вы зайдете в синагогу к хасидам, то вам может показаться, что вы приземлились на луну. Люди в странных меховых шапках с носками, заправленными в штаны, раскачиваются каждый в свою сторону, произносят слова молитвы каждый на свой лад и напев. И делают это с большим чувством и рвением, радуясь, не совсем понятно чему. Опоздали вы на пять минут, не страшно, скорее всего ничего еще не началось. Никогда не приходите во время, вы будете такой один.
Им трудно уживаться вместе. И конфликты были, и не маленькие. Но в один прекрасный момент в Цюрихе поселился рав Мойше Соловейчик (тот самый, который основал йешиву Тойрас Хаим в Москве), благословенна память праведника, и ему удалось помирить практически "мороз и солнце, лед и пламень". С тех пор в Цюрихе относительный мир, женская школа общая, детский сад для мальчиков (он же хедер, это не школа) общий, все ходят друг к другу на кидуши (торжественный прием по случаю радостного события), помолвки и свадьбы.