Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Послевкусие

Отложить Отложено

 

Ну что, праздник Суккот закончился. Причем, насухо. Теперь начинаем упоминать дождь, а на следующей неделе - включаем просьбу о дожде в девятое благословение. Так что - не расслабляемся.

Пара интересностей, вынесенных мной из праздника:

 

Наша часть работы.

Если во время молитвы сосредоточиться на том, что произносишь, иногда приходят интересные хидушим. Один из таких проблесков посетил меня в хол-амоэд во время чтения молитвы Алель.

Как мы уже говорили, евреи - единственный народ на этом шарике, кто имеет документ на свою землю. Ни один другой народ не имеет ни основания, ни оправдания, ни документа о том, что земля, которую он считает своей, действительно принадлежит ему. Более того, многие народы прекрасно осознают, что изначально данная земля им не принадлежала, и они ее захватили, выкупили или просто тупо вытеснили местное население. В крайнем случае - "присоединили" (как написано на той мемориальной доске где-то в Сибири: "Установлена в память о битве за воссоединение местных племен". Обалденная формулировка: "Битва за воссоединение").

И, при всем при этом, ни один народ не обязан оправдываться, отчитываться или отбиваться от обвинений о том, почему он живет на этой земле. Ни один, кроме еврейского. 

Вот такой парадокс. И это считается нормальной практикой. На протяжении многих лет мы должны оправдываться, отбиваться, доказывать и обосновывать принадлежность Земли Израиля. Причем, на самопровозглашенных "судей" абсолютно не действуют никакие доводы: ни исторические, ни археологические, ни религиозные, ни логические. Они могут их спокойно выслушать, после чего, без всяких контраргументов, снова заявить, что мы захватчики. Именно об этом говорит Раши в своем первом комментарии на Хумаш. По-русску это называется "хоть кол на голове чеши".

В той части Алеля, которую мы иногда (в Рош Ходеш, хол-амоэд Пейсах и его седьмой день) пропускаем, сказано так: "Глаза у них, но они не видят, уши у них, но они не слышат, нос у них, но они не обоняют". Это сказано не об организации озабоченных наций, а об идолах. Но сразу после этого написано: "Те, кто их сделали, будут такими же, как они" - речь идет о народах мира. И мы видим, что эти народы тщательно исполняют то, что о них сказано: не видят, не слышат и не обоняют. Они строго придерживаются своей задачи - то, что называется "лемеадрин".

Что же нам с этим всем делать? Просто с таким же рвением исполнить то, что возложено на нас. И об этом написано буквально в следующем предложении: "Израиль, надейся на Вс-вышнего, Он ваша помощь и защита". 

 

Воздух рассвета

В Ошана Раба до рассвета мой старший сын собрал свою фотоаппаратуру, талит, сидур и лулав, и отправился к Стене Плача. Вот что он там нащелкал:

 

Немного внутреннего юмора

В канун праздника Симхат Тора я получил по рассылке следующий текст (мой перевод с пояснениями прилагается):

 

הָאֵבוֹלוּצְיָה שֶׁל מִנְהֲגֵי הַיַּהֲדוּת:

1950 - הָרַב מִפּוֹנִיבֶז' מַנְהִיג אֶת הַקְּפִיצוֹת בְּ"מֹשֶׁה אֱמֶת" כְּדֵי לְשַׂמֵּחַ אֶת הַבַּחוּרִים
1952 - הַמִּנְהָג מְאֻמָּץ עַל יְדֵי יְשִׁיבוֹת נוֹסָפוֹת
1980 - הַסְּטַיְפְּלֶער מִתְאַמֵּץ לִקְפֹּץ
1995 - סִפְרֵי הַדָּרוּשׁ וְהַחֲסִידוּת מוֹצְאִים טְעָמִים לַמִּנְהָג
2010 - סִפְרֵי הַשּׁוּ"ת מִצְטָרְפִים
2013 - 'קְדוֹשֵׁי מֹשֶׁה אֱמֶת': מִסְפַּר תִּינוֹקוֹת נִפְצָעִים בִּבְרוּקְלִין כְּתוֹצָאָה מֵהַקְּפִיצוֹת
2015 - נִמְצָא מָקוֹר לַמִּנְהָג בַּמִּדְרָשׁ
2018 - הַמִּנְהָג נִקְבַּע בְּסִפְרֵי הַהֲלָכָה
2021 - הַמִּנְהָג כְּבָר מוֹפִיעַ בְּוִיקִיפֶּדְיָה
2025 - בִּתְרוּמָה סִמְלִית לְקֻפַּת הָעִיר, עֲשָׂרָה ת"ח יִקְפְּצוּ עֲבוּרְכֶם בְּקֶבֶר מֹשֶׁה רַבֵּנוּ
2030 - סֵדֶר 'כַּוָּנַת הַקְּפִיצָה בְּמֹשֶׁה אֱמֶת' מְבֹאָר וּמְנֻקָּד
2040 - קְפִיצוֹת 'מֹשֶׁה אֱמֶת' לְנָשִׁים אַחֲרֵי הַתְּפִלָּה (11:30 מְשֹׁעָר).

 

Эволюция еврейских обычаев:

 

1950 - (во время танцев со свитками Торы) Рав ми-Поневеж начинает прыгать при произнесении слов "Моше - истина, и его Тора - истина", чтобы развеселить учеников.

1952 - Обычай (прыгать) перенимается другими йешивами.

1980 - Стайплер (рав Йаков Исроэль Каневский) пытается подпрыгивать (вместе со всеми).

1995 - Книги комментариев и хасидизма находят смысл этого обычая.

2010 - Книги, занимающиеся разбором еврейских Законов присоединяются.

2013 - "Кдошей Моше эмес" - несколько детей получают травмы в Бруклине, в результате прыжков.

2015 - В Мидраше найден источник обычая.

2018 - Обычай закреплен в книгах еврейских Законов.

2021 - Обычай описан в Википедии.

2025 - За символический взнос в кассу благотворительности 10 мудрецов попрыгают за вас на могиле Моше.

2030 - в свет выходит подробная инструкция "Что необходимо иметь ввиду во время прыжков Моше эмес".

2040 - Прыжки "Моше эмес" для женщин по окончанию утренней молитвы (ориентировочно в 11:30).

 

Всем здоровой зимы и хороших новостей.

 געזונטע ווינטער ובשורות טובות

 

Теги: Фото, Не моё, Подумалось, Перевод