Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Прежде, чем ответить на поставленный вопрос - давайте разберемся, чем отличается мицва соблюдения Шабата (а конкретнее - запрет переносить предметы в общественном месте) от мицвы трубления в Шофар. И то, и другое - заповедь из Торы, но между ними есть два отличия:
1. "Тильтуль" (переноска предметов) - запрещающая заповедь "ло таасе" (не делай), а заповедь трубить в шофар - заповедь "асе" (делай).
2. Шабат - постоянная заповедь, действующая в течение всего года, а трубление в шофар - одноразовая, действующая раз в году.
Наши мудрецы, определяя службу месяца Элуль, объясняют, что получить оправдательный приговор в дни Суда можно, приняв на себя какое-либо обязательство - небольшое, но серьезное. И перед нами каждый год заново встает вопрос: какое именно обязательство принять? И вот тут можно посмотреть на вышеприведенное постановление (отмена единственной заповеди Рош а-шана в пользу не-нарушения запрета переносить в Шабат), и сделать следующие выводы:
1. Заповедь "ло таасе" предпочтительнее заповеди "асе", а значит, лучше принять на себя исправление какого-то нарушения (каждый сам знает, на что ему надо обратить внимание), чем дополнительно взять на абордаж какое-то устрожение Закона, без того, чтобы исправить ошибки. Это принцип "сур ме-ра (удались от зла) ве-асэ тов (и делай добро)" - сначала исправляем нарушения, а уже после этого занимаемся теми заповедями и устрожениями, до которых пока не дошли руки.
2. Обязательство, которое человек берет на себя, должно быть не "одноразовым" (как шофар),только в месяце Элуль и в 10 дней раскаяния, а постоянным (как Шабат), в течение всего года (в идеале - всю жизнь). Это принцип "тадир ве-шеэйно тадир - тадир кодем" (постоянное и непостоянное - постоянное предпочтительнее).
Спасибо всем, кто участвовал и наблюдал.
Всем нашим читателям, их близким и всему народу Израиля - א גוט געבענטשע יאהר וגמר חתימה טובה (успешного года и хорошей окончательной записи).
Теги: Штикл, Рош hа-шана, Подумалось