Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Многие наши читатели прогулялись довольно близко с правильным ответом, попутно высказав интересные соображения по теме штикла. Двое из них (Dovid и tarmilait) ответили практически правильно, но без подробностей. Всем, кто принял участие - большое спасибо, а теперь - дадим развернутый ответ.
Как было отмечено в условии задачи, для решения штикла надо было всего лишь рассуждать логически. Но, прежде чем мы перейдем к логическим рассуждениям, отметим один немаловажный момент:
Речь в тексте идет об эпохе судей, поэтому необходимо помнить, что мы говорим о людях, духовный уровень которых ближе к "малахим", чем к людям, а соответственно - их поступки и рассуждения были намного больше продиктованы мнением Торы (или тем, что они могли принять за него), чем поступки и поведение самых больших праведников нашего поколения.
Гоэль не был одним из глав своего поколения, но он также не был и рядовым его представителем - ему была предоставлена возможность стать прадедушкой царя Давида и прародителем Мошиаха, а такую возможность кому попало не дают.
Спор между Боазом, главой поколения, с одной стороны - и остальными мудрецами Торы, с другой, заключался в том, распространяется ли запрет гиюра моавитян и аммонитян на женщин этих племен. Мудрецы считали, что этот запрет не отличается от ограничений гиюра до 3-го поколения, наложенных на египтян и сыновей Эйсава, для которых не делается разница между мужчинами и женщинами. Боаз же, получивший по цепочке от Моше детали Закона, считал, что на моавитянок и аммонитянок этот запрет не распространяется (см. справку в предыдущем посте)
Обычный алахический спор, каких полно в гмаре.
Гоэль в теории мог принять любую из двух сторон, и следовать ее мнению. Но только до того момента, пока у него не было личной заинтересованности в этом деле. Как только ему было предложено жениться на Рут - он перестал быть независимым "наблюдателем", и именно этим стал отличаться от Боаза и мудрецов поколения, у которых никаких личных интересов в решении данного вопроса не было.
А теперь - давайте попробуем восстановить его логику.
Интересы Гоэля однозначно говорили в пользу женитьбы (Рут, к тому времени - известная в народе праведница, к тому же сам факт женитьбы на ней делает потенциального мужа сказочно богатым человеком - в юбилейный год к нему возвращаются все земельные наделы Элимелеха, ее покойного тестя, который был очень богат). Получить в жены основательницу царского рода, попутно став миллиардером - кто от такого откажется? И именно поэтому Гоэль решает, что в случае, если он будет трактовать спор о моавитянках с позиции Боаза - это будет из-за его личной заинтересованности. И он принимает трактовку мудрецов, не позволяя личным интересам повлиять на свое решение.
Очень мужественный поступок.
Но почему же тогда Книга Рут называет его "альман мидаат Тора" (тот, кому неизвестна точка зрения Торы)?
А потому, что мнение Торы не зависит от наших личных интересов, то есть - вообще.
Очень тяжело пойти против своих интересов, если они противоречат мнению Торы. Намного сложнее последовать мнению Торы, если оно совпадает с личными интересами, но ты следуешь ему только потому, что это - Закон, а не потому, что "мне так выгодно".
Гоэль поставил "мнение Торы" в зависимость (пусть и обратную) от своих интересов, и поэтому он - "тот, кому неизвестно мнение Торы".
Еще раз большое спасибо всем участникам и наблюдателям.
А теперь, в качестве приза - еще один штикл (шо делать, правило "штикл тащит за собой другой штикл" никто не отменял):
Бамидбар, 12.1. Мирьям и Аарон говорят против Моше, и за это Мирьям получает цараат и проводит семь дней в изгнании.
Вопрос: Почему наказана была только Мирьям, а не Аарон?