Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Как-то раз рав Шолом Швадрон и рав Шломо Залман Ойербах ехали в иерусалимском автобусе и беседовали по-арамейски (с ашкеназским произношением, естественно). Недалеко от них стоял интеллигентного вида нерелигиозный пожилой человек и напряженно прислушивался. В какой-то момент он подошел поближе и спросил:
- Извините пожалуйста, я профессор-лингвист, изучаю языки востока уже много лет, имею научные труды и могу на слух определить любой язык. Но я услышал вашу беседу - и понял, что не имею абсолютно никакого понятия, на каком наречии вы разговариваете. Не могли бы вы сказать - что это за язык?
Тогда рав Шломо Швадрон, с присущим ему мягким юмором, пояснил:
- Это древне-шумерский.
Профессор был в шоке. До сегодняшнего дня он считал, что в стране нет никого, кто владел бы языками востока лучше него, а тут два дремучих доса свободно шпарят в автобусе на одном из самых древних и загадочных языков, который, как он считал, давно умер - на древне-шумерском...
В древние времена знание языков считалось необходимым условием для того, чтобы удостоиться власти: фараон знал все языки тогдашнего мира, кроме лашон а-койдеш (и именно поэтому он был фараоном), но ему не давало покоя, что Йосеф знает на один язык больше него, и он взял с Йосефа клятву, что он никому не откроет этот секрет, угрожающий власти фараона.
Члены Сангедрина должны были знать 70 языков, и не только для того, чтобы выслушивать свидетельские показания напрямую, без переводчика. Дело в том, что язык - это не только фонетическое обозначение универсальных предметов и понятий (в каждом языке есть понятия и выражения, которые невозможно перевести на другие языки). Потому что язык - это еще и мощный инструмент формирования ментальности и способа мышления. Неслучайно в Советском Союзе так педалировали поголовную русификацию республик - таким образом они создавали общую для всех совковую ментальность и ковали "великий советский народ".
Таким образом, человек, владеющий несколькими языками, способен к более широкому охвату окружающих явлений, другими словами - обладает необходимой широтой взглядов для более объективного восприятия реальности. То есть - попросту, достаточно умный для того, чтобы удерживать власть или заседать в суде.
Когда моего знакомого, работающего в Южной Корее, тамошние фанаты еврейского народа спрашивают, почему евреи такие умные - он неизменно, в числе других причин, называет исторические обстоятельства, из-за которых во всех поколениях каждый еврей должен был владеть несколькими языками.
Пару недель назад рав Ашер Кушнир решил спровоцировать меня на пост по острой теме. Он прислал мне распечатку записей из социальных сетей, которые были объединены общим языком (русским) и общей темой (мнение русскоязычных израильтян о досах и способах борьбы с ними). Просмотрев этот поток сознания, я обратил внимание на еще один общий момент: почти все комменты, обвиняющие досов в дремучести и невежестве, были написаны с грубыми орфографическими и стилистическими ошибками.
С вашего позволения, я не буду тут цитировать данные перлы (с самыми цензурными и мягкими из них вы сможете ознакомиться здесь). Я просто выскажу свое мнение по данной теме.
Я хорошо понимаю ту тревогу, которую вызывает у религиозной (и просто толерантной) публики нынешняя избирательная кампания (которая, кст, в плане нападок на досов ничем не отличается от всех предыдущих). Но, в отличие от организаторов "Вечера борьбы с антисемитизмом", я считаю, что никакие стандартные способы (протесты, суды, и тематические "вечера") тут не помогут.
Решение проблемы, как мне кажется, в другом. Давайте разбираться.
Кто эти "добрые люди", даже не замечающие, насколько их комментарии попадают в полный унисон с пропагандистскими статьями в "Штюрмере"? Составим примерный портрет.
Жил себе в советском городке молодой человек (или девушка). Пока его родители пытались выжить в условиях пролетарской борьбы за мир во всем мире, он пытался получить образование, найти работу, за которую будут платить так, чтобы можно было хоть как-то свести концы с концами, по возможности - купить небольшую квартиру, подержанную машину и апельсины к новому году. Не всегда получалось, но бывали дни, когда все вышеперечисленные признаки "сытой жизни" из предмета мечтаний превращались в реальность. В такие дни он был счастлив.
Со временем у него даже получилось устроиться на не слишком крупную, но довольно руководящую должность. И к тому времени, когда у него родились дети, он был уверен, что жизнь удалась: у него есть две-три комнаты в многоэтажке, старая "копейка", неплохая должность, и главное - уважение подчиненных, соседей и собственной жены с детьми.
Но тут все рухнуло. Инфляция-цены-бандитизм-дефицит-выживание. Евреи массово ломятся за кордон, на Запад. Он вспоминает, что он еврей по маме или по папе или по жене, которая каждый день пилит его со своим "ну сделай уже хоть что-нибудь!" И он пытается "хоть что-то" сделать.
В Америку его не взяли, в Германию - тоже. Остается Израиль. Тоже - почти Запад. Он упаковывает в баулы бабушкины сервизы и постельное белье производства швейной фабрики "Красный рассвет", берет жену и детей и делает алию.
Проходит несколько лет. Язык не дается (по старому совковому убеждению он уверен, что все должны учить великомогучий). Как результат предпенсионного возраста, а также отсутствия желания и способности учить язык - нормальной работы нет. К колбасе, как ко всему хорошему, привык быстро, а вкус Пломбира из русского магазина совсем не такой, как был в детстве. Амидаровское жилье, русские новости, русскоязычные газеты и соцсети. А самое главное - собственные дети и внуки полностью абсорбировались, объивритились, и не нуждаются в его помощи. Более того - они стыдятся за него перед своими израильскими знакомыми. Жена пилит. Жизнь дала трещину. Разочарование. И обратно не вернуться - и тут не пожить в свое удовольствие. Старый поезд сошел с рельс, а на новый он уже опоздал...
По древней российской традиции - выход один: надо найти виноватых. И тут на волне политических дебатов всплывает политик, который на хорошем русском и плохом иврите очень четко объясняет, кто во всем виноват: досы! У политика просто нет выхода: ничего нового и полезного электорату он продать не может, а в кресло (в очередной раз) сесть надо. Будем говорить то, что электорат хочет слышать. Делать - не обязательно (тем более, что это пахнет судом), а за разговоры пока никого не сажают, тем более - политиков.
Такое вот "поколение пустыни", вышедшее из Египта, но так и не пришедшее в Израиль.
Их агрессия и ненависть не представляют собой ничего необычного - это стандартное совковое поведение: если вы владеете языками - сравните накал взаимной ненависти и нетерпимости в русскоязычных и в иноязычных комментах на том же Youtube. А заодно обратите внимание на лексикон и количество грамматических ошибок в комментах самых агрессивных экземпляров. Они и свой язык выучить не в состоянии, какую широту взглядов вы от них ждете?
Протесты, суды и "тематические вечера" тут не помогут. В первую очередь потому, что они их не услышат и не увидят. А если услышат, то просто не поймут - это другой язык.
Так что тут можно предложить?
Я думаю, что в этой ситуации есть два выхода:
1. Не обращать на это недоразумение никакого внимания. Эти настроения и эта агрессия уйдут вместе с этим "поколением пустыни". Их дети и внуки уже намного более израильтяне, а средний израильтянин (даже тот, который недолюбливает досов) намного более толерантен и самодостаточен.
2. Даже с нерелигиозными ивритоязычными израильтянами мы говорим на разных "языках". У нас разные понятия. Но это поддается исправлению. Надо всего лишь посидеть с таким ивритоязычным "иностранцем" и научить его "языку Торы", тем самым расширив его кругозор. То же самое можно сделать с русскоязычным пенсионером. Ему достаточно снова почувствовать свою нужность, уважение к себе - и он ваш. После того, как он немного освоит "язык Торы", он не вернется в социальные сети. А если и вернется - начнет защищать досов с таким же градусом агрессии, с которым раньше он на них нападал.
Они не опасны, они просто несчастны.
Профессор, говорящий абсолютно грамотно и спокойно, владеющий несколькими языками, но у которого "общечеловеческие перекосы" заменили широту взгляда - намного опаснее.
Теги: Острая тема