Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Времена бывают разные. Бывают рыбные, а бывают такие, что любая барабулька сойдет за зеркального карпа. Ну вот что прикажете делать бедному заказчику, у которого из глубин организма на волю уже давно просится какой-то проект, а все более-менее умеющие рисовать художники, как назло, заняты? И идет неутомимый клиент от неимения выбора "на сторону". К светскому художнику, который за это самое еврейство знает, как жираф - за коллайдер. Или еще хуже - к нееврейскому, который об евреях в школе из Гоголя что-то там читал.
В результате такого плодотворного сотрудничества наши детки получают книжки на вроде бы еврейские темы, но с такими ляпами, шо ни пером записать, ни в приличном обществе выразиться. В лучшем случае это будет цицит, аккуратно завязанный на узелки по всей своей длине, а в худшем - еврейский мудрец в костюме Богдана Хмельницкого, придерживающий двумя пальцами свиток Торы, упертый в колено наподобие двуручного меча. Ну вот как объяснить человеку, видящему досов только в сатирических передачах в телевизоре, что не бывает в мейнстриме длинных развивающихся пейсов в сочетании с гладко выбритым подбородком? И что тфилин на еврейскую голову одеваются не совсем так, как налобные обручи - на голову викингов?
И таким мастерам культуры даже в голову не придет, что после ознакомления с его творчеством читателю придется выковыриваться из-под стола своими силами, без посторонней помощи. И что все идеи, фабулы и гиперболы, вместе с основной мыслью аффтора, будут похоронены под завалами первого впечатления, что речь в книжке идет не о религиозных евреях, а о переодетых клоунах. Таких же, какими выглядели в глазах советского зрителя советские воины в старых голливудских фильмах.
И шо ж делать? А нишо. Учить матчасть. Это займет, конечно, какое-то время, силы и энергоресурсы, но выхода нету. Или иди рисуй то, что ты и без Гугла хорошо знаешь - или заройся с головой в тему, которую собираешься работать.
Вот, казалось бы, я тут пасусь среди досов в КС - куда уж глубже? И, тем не менее, когда ко мне в расписание попросились американские хасиды (а они хотят, чтобы в книжке были нарисованы именно хасиды) - я понял, что не совсем знаком со всеми тонкостями хасидского репертуара. Несмотря на то, что встречаюсь с ними каждый день. Но встречаться и рисовать - это две большие разницы. Не верите?
Тогда попробуйте с размаху ответить на десять следующих вопросов:
1. Чем отличаются хасидские "пейсы" от йеменских "симоним"?
2. Чем отличается нижний край шерстяного "талес котн" спереди от нижнего края сзади?
3. В какой одежде спят "правильные" хасиды?
4. Назовите три главных отличия "чалмерского" лапсердака от обычного хасидского "длинного пиджака".
5. Чем отличаются модные штраймлы, которые носят молодые хасиды от стариковских штраймлов?
6. Назовите четыре варианта сочетаний "брюки-носки-ботинки", принятые в разных хасидских дворах.
7. В чем состоит отличие "бельзской" шляпы от "вижницкой"?
8. Сколько углов по нижнему краю имеет "вест" (хасидская жилетка)?
9. Где находятся наружные карманы у субботней капоты?
10. Какая оправа для очков считается кошерной у "правильных" хасидов?
Если вы смогли правильно ответить на все - значит, одно из двух:
1. Вы - хасид.
2. Вы - художник, работающий над книжкой про хасидов.
Третьего не бывает.