Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Реббецин: Добрый день. Как идут дела?
Ученица: С переменным успехом. Признаюсь, после нашего разговора я рассердилась на Вас за задание отправить детей в школу в хорошем настроении. Все время Вы разговаривали со мной с большим пониманием, а тут предъявили, можно сказать, невыполнимое требование. Я шла домой и мысленно доказывала, что пока еще слишком рано от меня такого ожидать. Но потом вдруг подумала, неужели мои дети такие монстры, что с ними по хорошему нельзя? Ведь это же мои дети, и я все-таки их люблю. Всю дорогу потом шла и вспоминала их смешные штучки и игры, умные вопросы, хорошие поступки. Даже Ицхак, которые порой доводит до белого коления своими выходками, иногда поражает меня своим благородством.
Когда пришла домой, дети уже спали. Я посмотрела на их сладкие физиономии и решила сделать все возможное, чтобы утро прошло хорошо. Решила сделать план, как Вы меня научили. Цель была проводить детей в школу в приятной атмосфере. С вечера приготовила им одежду, нашла туфли, собрала собойки и стала усиленно думать, как обращаться к каждым из детей. Решила только хвалить и говорить комплименты, и заранее настроилась, что опоздаем на школьный автобус, чтобы не торопить их.
Утром началось представление. Зашла к Саре, сказала «доброе утро», поцеловала. Ривку хвалила за красивые рисунки, сказала, что цветочки получились, как настоящие. Рахельку хвалила после каждого этапа самостоятельного одевания, юбочки, кофточки, за все пуговицы, одинаковые туфли. С Йоськой решила побаловаться. Щекотала, целовала, играла в прятки. Для Ицхака у меня не было плана, потому что за ним не угнаться. Только спросила, чтобы он хотел на завтрак, и приготовила. Он как-то втянулся игру «сделай другому приятно» и никого не задевал. В школу мы все-таки опоздали. Все сидели за столом и ели завтрак, когда Сара взглянула на часы и воскликнула: «Ой, через пять минут автобус! Мы опаздываем!» Все побросали ложки в тарелки, похватали рюкзаки и помчались на улицу. И при всем при этом увидели, как автобус уже заворачивал за угол. Я уже была к этому готова, поэтому оставалась спокойной:
--Что ж, пошли на остановку, поедем на городском.
Сара меня спросила:
--Почему ты нам не сказала, что мы опаздываем?
Я ответила:
--Ты знаешь, я стараюсь меньше сердиться. Я пришла к выводу, что если буду всех подгонять, то обязательно начну нервничать. Вот и решила, что лучше отвезу вас в школу сама, чем буду на вас кричать.
Она осталась недовольна, что опоздала, и записку с оправданием никакую я не дала. Но зато я продержалась. Мне самой понравилось, и решила продолжить еще. Выдержала еще два дня, но потом Йоська простудился и не спал почти всю ночь. Из-за недосыпа было тяжело выносить выходки Ицика, и когда он тыкнул вилкой Рахель, я так штурханула его за руку, что он, бедный, чуть со стула не грохнулся. Вот вам и «победа». Я очень расстроилась, и после этого не было душевных сил не сердиться больше.
Р: Ну, что ж. Цель достигнута. План перевыполнен, так сказать, на 300%. Позвольте задать Вам вопрос. Что мотивировало Вас принять мой «вызов»?
У: Честно? Ради Вашего одобрения. Вы уже так много работаете надо мной, и мне захотелось наконец-то Вас чем-то порадовать.
Р: Ну а потом, когда сорвались на Ицхака, не было желания меня порадовать тем, что Вы снова взяли себя в руки?
У: Не такое сильное. Чувствовала, что уже израсходовала все свои силы в предыдущие три дня.
Р: Это я называю синдромом задерживания дыхания под водой. Мы стараемся чего-то добиться ради награды извне, будь то похвала, признание, материальное вознаграждение. Проявляем большую силу воли, чтобы достичь желаемого, а после достижения моментум останавливается. Чтобы начать стараться еще, нужно чтобы награда была более весомая, чем раньше – больше похвалы, больше признания, большее вознаграждение. Но так как всему материальному есть граница, и похвала приедается, желание достигать угасает.
Этого не происходит, если изначально причина находится в безграничном пространстве. Когда причина наших действий – приблизиться ко Вс-вышнему, то силы черпаются из Источника Сил. С каждым достижением связь только крепнет, и духовное удовлетворение растет до бесконечности.
У: А с недостижением?
Р: Из того же Источника черпаем силы не сдаваться.
У: Не очень я это понимаю. Я молюсь, но если честно, не чувствую заряд. Молюсь, потому что надо. А когда не молюсь, день идет наперекосяк, как наказание. Я просматриваю это во всем. Оступилась – получи. Вот после происшествия с Ициком сама сильно порезалась.
Р: Вы думаете, что это наказание? А может аШем хочет Вам что-то другое сказать?
У: Что?
Р: Поделись со Мной своими трудностями.
У: Вы думаете?
Р: Скажите, Вы когда-нибудь чувствовали, что кто-то Вас сильно-сильно любит?
У: Да. Бабушка. Мы для нее были всем. Она жила ради нас. Когда я к ней приезжала, то заходя в дом уже чувствовала, как она меня ждет, что она принимает меня такой, какая я есть. Я была полностью спокойной у нее дома. С ее стороны я помню только любовь.
Р: Примерно такие отношения должны существовать между нами и аШемом. Он – Любящий Отец. Не такой, который говорит «люблю, люблю, но под руку не попадайся». Он нас любит тепло, нежно, ласково. Он принимает нас такими, какие мы есть, и помогает во всем, когда искренне к Нему обращаемся и на Него полагаемся.
У: Наверное я избегаю бликого контакта, потому что не могу избавиться от страха перед наказанием. Не хочу боли и страданий.
Р: Очень глубокое замечание. Люди избегают тех людей и обстоятельств, которые причиняют боль. Но логично ли это по отношению к нашему Создателю, Который по определению – Любовь?
У: Но я не могу избавиться от представляемых картин концлагерей, костров инквизиции, рек крови во время разрушения Храма.
Р: Это вопрос всех времен. Может Вам поможет следующая аналогия. Вы имеете детей, не так ли? Вы сознательно подвергали свое тело продолжительным физическим неудобствам, а потом огромной боли ради чего? Ради того неземного счастья, которое приносят нам наши дети. Вот и тело подвергается страданиям, но душа обретает вечное блаженство.
У: Да, если иметь ввиду конечный результат, легче переносить текущие неприятности.
Р: Очень хорошо. Теперь какие у нас планы на предстоящую неделю?
У: Мне все таки понравилось делать приятное детям, а не просто контролировать свою реакцию. Таким образом я «убиваю двух зайцев»: никто ни на кого не кричит, и всем приятно. И еще хочу подумать о своих отношениях с аШемом.
Р: Отлично. И прочитайте рассказ про девушку Галину. До следующего раза.
В тот же вечер реббецин ждало электронное сообщение: «Уважаемая реббецин. Хотела Вам сказать, что по дороге домой я попросила аШема дать мне знак, что Он меня любит. И вдруг услышала голос позади себя «Доченька, иди ко мне, я тебя жду.» Я обернулась и увидела, как девочка бежит к маме, и та ее целует. Я проплакала всю дорогу домой.»