Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
- Мама, я утром Землю держу и после обеда. У нас во втором классе есть уроки и после обеда, - рассказывает Аарон. Он вертится вокруг кухонного стола, где Сара Абрамовна с самого утра внимательно шинкует салаты, угощается капустными листами и ломтиками сладкого перца. Впереди большое субботнее застолье. Сара Абрамовна сосредоточенно нашептывает сама себе:
- Капуста, лимонный сок, немного черного перца, соевый соус. Ой, еще мед.
Она ныряет в холодильник, продолжая:
- Еду на плату поставить греть, халы из морозилки вынуть. Пиво в холодильник засунуть...
На этих словах Сара Абрамовна с выпученными глазами поворачивается к сыну. Это значит, к замутненному салатами сознанию доковылял смысл сказанного:
- Что, Аарон? Ты держишь Землю?
- Утром и после обеда. А когда я в первом учился, то только утром Землю держал, - продолжает Аарон.
- И я утром держу, - вступает Йоси, - как раньше Аарон. Я только до обеда в садике.
- Вы держите Землю утром, - медленно повторяет Сара Абрамовна и аккуратно присаживается.
Ей подружка умную книгу дала почитать о том, как говорить с детьми. Там советуют спокойно повторять за ними в психологически нестабильных ситуациях. Вот Сара Абрамовна и повторяет. Это активное слушание называется. Психологи обещают, что метод поможет сохранить рассудок в трудную минуту.
Мальчики, активизированные передовым психологическим приемом, развивают тему.
- А Аарон еще после обеда держит Землю. А вечером папы и бохрим (ученики ешив), которые учат Тору до самой ночи. Когда у нас темнота, евреи из Америки и Канады держат, потому что тогда у них день, и они учат Тору. Мы тогда спим, - торопится разъяснить подробности Йоси.
- Б-г специально так устроил мир, чтобы всегда были евреи, которые учат Тору, потому что они держат Землю, - продолжает Аарон.
- Я тебя понимаю, - поддерживает беседу Сара Абрамовна. Именно так советуют психологи поддерживать философские разговоры.
– Мама, мы кушать хотим! – подскакивает к столу Йоси.
- Я понимаю, - повторяет Сара Абрамовна и ставит на стол тарелки, коробку с корнфлексом и молоко. - Ваш утренний корнфлекс, сэры!
Мальчики, толкаясь, шуршат сухими кукурузными хлопьями. Пока Аарон пытается аккуратно насыпать себе корнфлекс, Йоси успевает запускать в коробку руку по локоть и хватать хлопья горстями. Он быстро наполняет ими свою тарелку. Тут же делает молочный плюх, утирает брызги молока с конопатого носа и садится хлебать корнфлекс первым.
- Ты разбойник! – громко возмущается аккуратный и основательный старший брат. Он сосредоточенно собирает со стола в тарелку просыпанные хлопья. – Мама, а кто хуже вор или разбойник?
- Я думаю, что разбойник страшнее, - говорит Сара Абрамовна.
- Вор хуже, - объясняет Аарон. - Разбойник грабит у всех на глазах. Он не боится ни Б-га, ни людей. А вор прячется от людей и ворует на глазах у Б-га. Вор только людей боится и пренебрегает Творцом.
- Да, - Сара Абрамовна гладит Аарона по голове. Ей не очень понятно, какие беседы она станет вести с этим мальчиком лет через 5. Наверное, будет просто молчать и внимательно слушать.
Сара Абрамовна сама добавляет молока в тарелку Аарона, а потом в свою чашку с кофе, и садится рядом с детьми. Аарон тем временем вертит коробку молока в руках, ложкой мешает корнфлекс, глядит, как кружатся хлопья в молочном хороводе. Йоси сосредоточенно хлебает молочные хлопья со дна тарелки.
- Мама, а может такое быть, что женщина кормит молоком своего ребенка и этим зарабатывает?
- А? Что? – отрывается от чашки кофе Сара Абрамовна.
- Ну, подумай! - подбадривает Аарон. - Мама кормит малыша, а ей за это платят. Может так быть?
- Вряд ли, - вздыхает Сара Абрамовна.
- Может, мама! Когда Батья спасла Моше-рабейну и принесла его во дворец фараона, египтянки не могли его накормить, потому что он отказывался пить нееврейское молоко. Тогда решили поискать для него специальную кормилицу. Египтяне пригласили на эту работу Йохевед – маму Моше-рабейну. Она кормила своего ребенка и этим зарабатывала, - счастливо улыбается Аарон.
Сара Абрамовна допила кофе и встала. Снова погладила Аарона по голове и взялась за нож. Пока еврейские дети держат Землю, а еврейские папы со всего мира им помогают, Сара Абрамовна может спокойно шинковать салаты.
Постскриптум. Еврейские мудрецы говорят, что изучение Торы охраняет наш мир.
Теги не заданы