Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Храм, Синагога и Стена Плача
Тысячи лет назад еврейский народ три раза в году поднимался в Храм в Иерусалиме. В избранном месте собирался избранный народ, чтобы предстать пред единым Б-гом. Здесь ощущалась связь между евреями всего мира, проявлялась целостность еврейского народа. В молитве-воззвании царя Соломона Храм предстаёт прежде всего как место молитвы человека и всего народа:
(29) Чтобы были очи Твои отверсты (открыты) на дом сей ночью и днём, на то место, о котором Ты сказал: "Там будет имя Моё", чтобы слышать молитву, которою будет молиться раб Твой на этом месте. (30) И услышь моление раба Твоего и народа Твоего, Исраэля, которым они будут молиться на этом месте, услышь на месте обитания Твоего, на небесах; когда услышишь Ты, то простишь. (Мелахим I, 8).
Приношение Пасхального жертвоприношения в Храме - Пасхальный махзор института Храма
После разрушения Храма мы были разбросаны и рассеяны по всему свету. Духовным центром разрозненных общин стали синагоги, в которых евреи собирались для молитвы и изучения Торы. В течение столетий в каждой общине сложился свой быт, свои напевы и свой стиль молитвы. Мудрецы называли синагогу микдаш меат, маленький Храм, придавая ей измерение святости. В отличие от Храма, который объединял весь народ в единое целое, множество синагог отвечало положению народа, раздробленного на множество общин в изгнании.
В наше время, в период возвращения еврейского народа в Землю Израиля, есть место, которое объединяет всех молящихся евреев. У Стены Плача, небольшого фрагмента западной стены Храмовой Горы, собираются представители всех общин народа, однако каждая община продолжает молиться по-своему. Вы можете присоединиться к любому миньяну, но во многих случаях ощутите при этом обособленность каждой общины. Мне кажется, это полностью соответствует нашему состоянию.
Мы собираемся на одной Земле, в одном государстве, под одной крышей, однако не всегда ощущаем связь друг с другом, не ощущаем себя единым народом. Мы молимся у подножия Храмовой горы, на иврите — Горы Дома, Дома Всевышнего. Сама Гора находится в руках воюющего против нас народа. Ни физически, ни духовно мы не ощущаем себя дома. Только почувствовав, что нам недостаёт, мы сможем восполнить недостающее, с Б-жьей помощью.
Синагоги в период Храма
Интересно, что синагоги существовали уже в период Второго Храма, на Земле Израиля и в еврейских общинах в диаспоре. Об этом свидетельствуют наши мудрецы в Талмуде, да и археологические раскопки последних десятилетий подтверждают это. Для чего служили синагоги в период Храма? Чем они походили на наши синагоги, а чем отличались от них?
Предполагаемое место захоронения царей дома Давида в Городе Давида
Надпись Теодота
Интересная находка была сделана 100 лет назад во время археологических раскопок в южной части Города Давида. Французский археолог Раймонд Вейль, первый еврейский археолог, проводивший раскопки в Земле Израиля, искал в этом месте гробницы царей из династии Давида. Одной из увлекательных находок была надпись двухтысячелетней давности на греческом языке, выбитая на камне. Это было посвящение синагоги периода Второго Храма:
"Теодот, сын Ветена, священник и глава синагоги, сын главы синагоги, внук главы синагоги, построил синагогу для чтения Торы и изучения заповедей, а также постоялый двор, и комнаты, и резервуары с водой для пристанища нуждающимся из чужих краёв, а основали её его отцы, и старейшины, и Симонид".
(Надпись находится в Музее Рокфеллера).
Надпись Теодота
Это самое древнее эпиграфическое свидетельство того, что синагоги существовали ещё до разрушения Второго Храма. Синагога, как следует из надписи, предназначалась для чтения Торы и изучения заповедей. А молитва, основная функция современных синагог, в ней не упоминается. На иврите синагога называется бейт кнесет (дом собрания), она служила местом встречи всей общины, местом духовного развития, Талмуд-Тора для взрослых и детей.
Молитва же, как и жертвоприношения, происходила в Храме, в месте, где человек представал пред Всевышнем. Одно из названий Храма это Тальпиот — Тэль ше-коль а-пиёт поним элав — холм, к которому обращаются все уста. Ведь цель Храма — это объединить еврейский народ, объединить всё человечество, всё создание в одно целое, чтобы Единый Б-г царствовал над нами.
Желаю всем нам радостного праздника Песах и настоящего единства, не стирающего частное, а предоставляющего ему его истинное место в большой целостности.
Теги не заданы