Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
(Хагига,5,1)
Гемара приводит следующий пасук из Торы (Дварим,31,17): «И загорится Мой Гнев на него в тот день, и Я оставлю их, и сокрою Лицо Моё от них, и будет он для пожирания, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет в тот день: разве не от того, что нет Всесильного в среде моей, постигли меня беды…» -
О чём это здесь говорится?
Объясняет РаШИ: «Сокрыл Лицо» – означает, что бывают времена, когда Всевышний управляет Миром, словно не замечая страданий евреев, не останавливает поток бедствий.
Добавляет Ибн Эзра: «И…оставлю их» - означает, что оставит всех – злодеев и праведников, женщин и детей, их всех – виновных и невиновных, ибо все евреи – в одной «лодке».
Правда, так бывает не всегда: наряду с «общим» Сокрытием, существует и «частное». То есть, когда Сокрытие неоднородно, когда его форма, сила и глубина согласуются с уровнем каждого человека. Отчего это зависит - тема отдельной статьи.
Но почему, спрашивает Ор а-Хаим, страдания евреев приходят в виде «сокрытия Лица»? – Это потому, что если Всевышний лишь приоткроет «шлюзы», лишь «направит взгляд» на беды Израиля, «не сможет» Он сдержать, готовое вырваться наружу милосердие, которое погасит гнев. Поэтому, чтобы наказать евреев, Ему приходится «закрыть Лицо», и это, одно это, обрушивает удар на евреев.
В «сокрытии» этом, отмечает Тосафот, проявляется мера особой любви к Израилю. И сравнить это можно с поведением человека, чей сын ведёт себя неподобающе. Отец просит наказать ребёнка, но сам не может видеть экзекуции. Ему жаль мальчика, он закрывает лицо, чтобы не видеть страданий любимого сына. Более того, видя, что отец в ужасе прикрыл лицо, ребе щадит родительское чувство и не бьёт ребёнка слишком усердно. Так и «сокрытие Лица», с одной стороны, даёт право Мере Правосудия ударить евреев и в то же время сдерживает, смягчает удары.
Дойдя до пасука о «сокрытии Лица», говорится в той же Гемаре(Хагига,5), раби Йоханан горько заплакал, приговаривая: «Может ли быть спасение рабу, когда наказывает сам Хозяин!» Но Кли Якар сомневается – возможно ли, что Святой, Благословен Он «выдумывает» несчастья евреям, ведь сказано (Эйхо,3,38): «Из уст Всевышнего не выйдет дурное…» Нет, беда приходит, как непосредственный результат грехов.
Поясняет раби Рефоэль Гирш: эти беды хлынут как бы «сами собой», как «естественное» порождение поступков нечестивцев. Ведь особенное существование и успех евреев – результат действия «надприродных» сил, специально для них «включённых» Всевышним.
Как только евреи «спускаются» со своей особой духовной «башни», немедленно «естество» набрасывается на них и поражает.
Более того, «сокрытие Лица» сразу чуят враги евреев и стараются «выжать» из ситуации всё возможное, как звери, увидевшие добычу, кидаются на жертву.
Но сказанное, говорит Ор а-Хаим, вовсе не означает, что беды берутся ниоткуда. Любое несчастье или страдание в мире порождены прегрешениями, ибо мир так был создан изначально. Подобно тому, как за добрый поступок Всевышний установил награду, так и преступлению соответствует наказание.
«И возгорится Мой гнев в тот день…»
Обычно, перед «Сокрытием Лица», создаётся нестерпимая ситуация, когда гнев Всевышнего не может не излиться. Но что означает «в тот день…»? Объясняют комментаторы: Б-г жаждет нашего раскаяния, поэтому и гнев Его вспыхивает сразу («в тот день»), как только грех совершён, пока греховная зараза не охватила весь Израиль.
И в этом – также милосердие Всевышнего к евреям, как сказано (Теилим,62,13): «У Тебя, Господь, милосердие, ибо платишь Ты человеку (совершающему зло) подобно делам его…» - не медля, не забывая.
А РаШИ уточняет: написано «подобно делам его», но не в полной мере, – то есть Всевышний поначалу накладывает малую часть настоящего наказания, в надежде, что человек раскается, как сказано у пророка Эзры (9): «Ты взыскиваешь меньше, (чем) преступления наши…»
Беда, когда и после предупреждения Израиль не раскаивается, не сворачивает с дурного пути – вот тогда Всевышний как бы «оставляет» евреев, «скрывает» от них «лицо» на долгое время. И тогда нежданно приходит расплата сразу за всё, и нет горшего, чем это.
Более того, беды хлынут таким потоком (не дай Б-г), что станут «мешать» одна другой. Это значит, ситуация станет нестерпимой настолько, что попытка избавится от одной напасти, повлечёт за собою другую.
Это похоже на случай, когда человека укусили одновременно оса и скорпион. Чтобы облегчить следствия укуса осы окунаются в холодную воду, но против яда скорпиона действенна горячая вода. Беда в том, что средство против одного яда, усугубляет действие другого. Человек в растерянности: лезть в горячую воду боится – усилит действие осинного укуса, но холодная вода губительна при укусе скорпиона!
Таковы и беды Израиля в Изгнании. Допустим, какой-нибудь отморозок издевается над евреем, и перед ним дилемма: жаловаться властям – чревато усилением гонений, оставить, как есть – злодей распояшется ещё больше…
«И Я сокрою Лицо Своё, и будет он (Израиль) для пожирания…»
Казалось бы, после упоминания бед и несчастий, что может добавить эта странная фраза?
Объясняет рав Залман Сороцкин («Ознаим ле Тора»): Человек, исполняющий Волю Всевышнего имеет ясную цель в жизни – служить Господину всего. Для этого, прежде всего, требуется вникнуть в написанное в Торе, понять требования Всевышнего к человеку, усвоить добрые качества, ею проповедуемые и, в результате, удостоиться вечной жизни.
Но в чём смысл существования живущего на потребу самому себе? Ответ прост – его жизнь сводится к «жратве»! Насколько позорна такая «цель»! Ради «желудка» оставить путь Всевышнего. Жить ради еды, а есть, чтобы так жить?!
Не даром, эти люди проводят так много времени в пустых забавах. Им это нужно, чтобы заглушить голос внутренней правды, забыться, изгнать мысль о неизбежном горьком конце, заполнить пустоту, гулким эхом плачущую в душе.
Слова «для пожирания» означают не только, что кто-то другой ограбит, лишит их всех нажитых благ – они (эти люди) сами обкрадывают, «съедают» себя, влача бесцельное существование.
И пусть даже порой трезвеют они и соглашаются в душе, что «не из-за того ли, что нет Всевышнего внутри меня, находят на меня эти беды…» – тяжело им выйти из-под власти сатана, держащего их мёртвой хваткой.
«И скажет в тот день: разве не потому, что нет Б-га внутри меня, постигли меня эти несчастья…»
И сразу вслед за этим: «И сокрыть сокрою Моё Лицо в тот день за всё зло, что он сделал, ибо обратился к другим силам…» Признание, что «нет Б-га внутри меня», - говорит Рамбан, - хоть ещё и не полное раскаяние, но всё же сожаление, признание, пусть с неохотой, собственной вины.
Почему же тогда, после такого положительного сдвига, Всевышний, как вытекает из последующих слов, сгущает тьму и усиливает «сокрытие»? Почему именно теперь Всевышний опять напоминает обо «всём зле», повторяет обвинение об обращении к «другим силам»?
«Даат црор а-мор» приводит несколько объяснений.
Во-первых, признание вины в такой форме («ибо нет Всевышнего внутри меня») свидетельствует о незрелости изначального взгляда на вопрос раскаяния. Это выглядит так, будто всё зависит от мыслей и чувства, но не от конкретных дел.
Известная отговорка: «я верю в душе» свидетельствует, что человек ещё слишком далёк от смены образа жизни и поступков. Посему, ответ на такое «мысленное» раскаяние слова «сокрыть сокрою Моё Лицо за всё зло, что натворил…» – ясное указание на ответственность за поступки, а не только мысли.
Главное в Торе – это конкретные действия, и не даром говорится: «велико Учение, приводящее к (добрым) делам».
Во-вторых, раскаяние здесь лишь на словах, но сердце не затронуто. Подобное порицает пророк Ишайя: «Уста их уважили Меня, но сердце далёко…». И тем не менее, даже такое, словесное «раскаяние» приводит к ослаблению (сокрытию) гнева Всевышнего, даже если Израиль всё ещё полагается на «чуждые силы».
И ещё, раскаяние, пришедшее как следствие несчастий, не много стоит. Царь из плоти и крови немедленно был сделал укор, подобно Ифтаху, сказавшему старейшинам, пришедшим звать его на войну: «Почему вы пришли ко мне теперь, когда беда у вас?»
Так и здесь, задумавшись в годину бедствий, Израиль, выйдя из полосы страданий, вполне вероятно, снова станет на порочный путь, подобно сказанному о Паро (фараоне): «…Увидел, что полегчало – ожесточил своё сердце…» Поэтому, до тех пор, пока не возвратятся в полной мере – «сокрыть сокрою Лицо Моё…»
И, наконец, не сказано ли в предудущих пасуках, что три преступления повлекли за собой Сокрытие Лица: «…оставил Меня…», «…увлёкся иными божками…», «…нарушил Мой Завет…». Тшува должна быть в отношении всех трёх пунктов. Здесь же, в «раскаянии» своём, говорят лишь об «оставлении»: «нет Всевышнего в среде нашей…».
И Б-г отвечает им: Это ложь! Если б вы только оставили Меня – не стал бы Я взыскивать столь строго. Вы не только оставили Меня, вы предались развратным языческим культам, нашли себе непотребную замену в чуждых идеологиях – и это невозможно простить. «Оставлением» Я мог бы принебречь, но в день, что вы отыскали себе других божков, не сокрыть Лица было невозможно!
Всевышний принимает малейшее поползновение к раскаянию. Разница заключена лишь в том, что «частичная» Тшува тянет за собой тяжёлые испытания. Если человек стойко переносит беды, он как бы восполняет недостающее в сердце, и, благодаря этому, возвращается к Б-гу всей душой.
Теги: , Еврейство, Крупинки из Талмуда