Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Пусть это не покажется странным, но я никогда не считал, что кого-то можно переубедить. Напротив, только сам человек способен изменить собственную точку зрения. Кстати, не удивительно ли, что говоря об убеждениях человека, мы используем термины из лексикона графической перспективы. «Точка», «угол», «плоскость» зрения. И это мне кажется не случайным. Всё зависит от того, КАК человек смотрит на проблему, с какой позиции воспринимает сложности в своей жизни.
Если вы уже привыкли относиться к жизни в определённом ключе, то мало что может подвинуть вас с раз и навсегда усвоенной системы отношений к окружающему миру. С годами число стереотипов лишь множится. С возрастом, человек только коснеет и задаёт всё меньше вопросов, умножая рой оправданий, к оценке подлинности которых он с каждым годом снисходительней. Таким человеком уже давно движет не мировоззрение или «точка зрения», но лишь циничное желание оградиться от лишних проблем.
Дело принимает иной оборот, если речь пойдёт о боли и страдании. Если у человека сейчас, в данную минуту болит, то - ЧТО ему до оправданий и до объяснений. Боль, она и есть боль. Всё, чего желает человек, это утолить эту боль, смягчить, избавиться от неё. Особенно, если боль внезапная, сильная и не утихающая.
В физиологическом смысле, как известно, боль – великий друг человека. Она предупреждает об опасности, она – словно тревожный звонок извещает о проблеме. Боль, как преданный охранник, сигналит о скрытых проблемах нашего естества, которые вот-вот станут необратимыми.
Так почему же не отнестись и к душевной боли столь же осознанно, с той же долей понимания. Пусть даже нам неясна немедленная подоплёка этой конкретной боли.
Потеряв, не дай Б-г, близких, человек испытывает скорбь, которая, в той или иной мере преследует его всю жизнь. Испытавший потерю человек уже никогда не станет тем, кем был раньше. Страдания, так или иначе, сдвигают видение человека в ту или иную сторону. Он получает удар, который будит, сотрясает его личность, заставляет смотреть на вещи иначе и шире.
Раны остаются, несомненно. Они могут болеть всю жизнь. Но дело сделано – человеку приходится делать переоценку своих поступков, менять свою жизнь и своё отношение к вещам. И говорить о «бессмысленности» страданий в таком случае попросту неуместно.
Хорошо ли это или плохо? Стоит ли овчинка выделки? Каждому судить о себе. Во всяком случае, это страшно и больно. Можно ли этого избежать? Наверное. Но, скорей всего, если Свыше решили ввергнуть человека в это варево, вряд ли был иной выход. После страданий человек может стать ранимей, чувствительней к чужой боли, но, может и наоборот – оказаться циничней и суровей.
Иногда человек ломается от боли. Она бывает так сильна, что буквально сминает его личность. Человек может деградировать и пасть. Но такое бывает лишь от ошибочного взгляда на боль, как на непреодолимую преграду в жизни, как нечто, что вытерпеть невозможно.
На самом деле это не так. Например, еврейские обычаи траура направлены, прежде всего, на то, чтобы вывести человека из состояния излишней концентрации на собственных переживаниях. Оставляя скорбь, как нечто законное и правильное, человека тормошат, заставляют думать не столько о себе, сколько об уважении к умершему, его памяти. Шаг за шагом, человека ведут от одного этапа скорби к другому, попутно утешая не столько дежурными фразами, сколько самим присутствием, соучастием, солидарностью, если хотите.
Скорбящему становится легче не от забвения собственной боли, но от понимания, что именно сейчас, быть может впервые в жизни, он может сделать нечто по-настоящему ценное и нужное дорогой душе, отправившейся в нелёгкий путь.
Страдания не делают человека мудрей, они лишь заставляют смотреть на собственную жизнь, как на вечный бой, в котором не обязательно выйдешь победителем, но можешь закалиться и продолжить жить, как опытный боец.
И ещё одно. «Бессмысленными» страдания не могут быть по определению. Если человек понимает, что они - следствие его глупости или недостойной жизни, то уже одно это имеет большое значение.
Если же человек не видит своей вины в том, что с ним произошло, то и тогда, восприняв произошедшее, как испытание, он может впоследствии обнаружить, что жизнь, благодаря страданиям, получила новый импульс и новый уровень.
И, наконец, даже в самом горьком случае, когда человек чувствует, что дни его – сплошной комок боли и страданий, ограничивающих его жизнь, убивающих надежды и ломающих перспективы, - то и тогда он может себя преодолеть, воспринимая всё, что с ним происходит, как собственное искупление, как наличный платёж за некий неоплаченный кредит за прошлое или будущее, за то, что ему в этом мире недоступно, но станет ясным потом.
Человеку кажется, что Свыше обязаны предоставить отчёт за всё, что происходит с ним в этом мире. На самом деле, это не так. Такой отчёт, прежде всего, должен представить себе сам человек. Иногда приходится смириться и с тем, что ответов в этом мире ему не дадут. Просто потому, что информационный и смысловой объём этих ответов на порядок превышает «операционные» возможности человеческого восприятия в этом мире.
Но, будьте уверены, сбросив впоследствии материальные шоры, ответы эти вы обязательно узнаете. И, кстати, как бы это ни выглядело парадоксально, кажущаяся «бессмысленность» страданий тому порукой.
Теги: Оголтелый оптимизм