Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше один раз сделать, чем тысячу раз (печально) вздохнуть»Раби Шалом-Дов-Бер из Любавич

Проблеск надежды

Отложить Отложено

Душа человека, как известно, уподобляется свету. И это не случайно. Ведь, фактически, это и есть свет – духовный, свет разума. У праведного человека этот свет самодостаточен, он питается энергией высшего порядка, приходящей к нему откуда-то из вышних миров, и потому не зависит от прихотей тела и его желаний.

Душа злодея – тоже свет, но свет несколько иной природы. Он нуждается в подпитке, в постоянном горючем из этого, материального мира. Свет души злодея – как свет свечи, горит до тех пор, пока не растаял воск, пока не иссякло масло, подпитывающее этот огонь. Стоит сгореть маслу и огонь свечи погаснет. Умирает тело, и душе нет места, ибо только от благополучия плоти зависит свет жизни дурного человека.

Все радости злодея – радости его плоти. Погибнет плоть, и все радости превратятся в дым. Душа злодея, как и положено душе, – не умирает. Но, не дав себе труд, искать духовную энергию для света при этой жизни, с угасанием материальной оболочки, душа обретается в области тьмы. Для души, жаждущей света, блуждать в потёмках, среди теней – худшее из наказаний.

Ведь что такое тьма, как не заслонка, экран, который застилает свет. Плоть человека – может оказаться такой ловушкой, жуткой клеткой, в которой душа обречена прозябать, не в силах осветить жизнь человека.

Об этом говорится:[1] «Со смертью человека-злодея умирает надежда». Другими словами, даже душа злодея не гаснет полностью. Душа остаётся. Она лишь меркнет, её свет не в силах разбить дыхание тьмы.

Свет души праведника, наоборот, – не боится тьмы, будь то в этом мире, будь то в мире ином. Этот свет был когда-то извлечён Творцом из первозданной тьмы, а потому никакая ночь не может скрыть этого света.  Душа праведника освещает самую глухую темень, в любом месте и во все времена.

В чём суть этого света? В радости. Основа праведника – внутренняя радость, радость постижения Первоисточника, радость, которая в любой, самой кромешной беде,  разглядит проблеск надежды.

«Свет праведников – будит радость, свеча злодеев – меркнет».[2]

 

На основе предисловия Рабейну Бхайе к главе «Бэалотехо»

 


 

[1] Мишлей,  11, 7

 

[2] Там же, 13, 9

Теги: Немножко Торы