Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
ВСЁ ДЛЯ ИЗРАИЛЯ
Всевышний направляет мир в соответствии с поступками евреев. Царь Давид так характеризует народ Израиля: «Дети Якова, - избранники Творца» А вслед за этим указывает на всеобъемлющий закон устройства мира: «Он, Б-г - наш Всемогущий " - Создатель всех миров во главу угла ставит избранный Им народ. Слова «Б-г - Всесильный Израиля» повторяются в Писаниях неоднократно.
Эта основополагающая реальность не принимается «большим» миром. Для определённой части еврейского народа это также не представляется очевидным. И, тем не менее, без этого ключа, нельзя прийти к правильному восприятию Торы.
Даже базовая, начальная, ступень понимания Торы основана на том факте, что Всевышний заинтересован, прежде всего, в еврейском народе.
Тот, кто умеет разглядеть истину, способен ощутить эту первоочередную данность.
Дальше, в приведённом отрывке из Псалмов, появляется следующая фраза: «По всей земле – Его суды!»
Это значит, что любое событие в мире – предначертание Б-га, Его непосредственный приказ. Более того, всё происходящее, как имеющее видимое значение, так и «второстепенное», связаны одной общей целью – польза народа Израиля.
Гемара[1] говорит об этом с полной определённостью:
«Сказал раби Элазар сын Авина: Любое бедствие не приходит в мир иначе, как для Израиля…»
РаШИ поясняет: «Устрашить их (евреев), чтобы пришли к раскаянию».
Гемара цитирует выдержки из пророка Цефании, доказывающие, что, даже уничтожая целые народы, Всевышний поступал подобно господину, обращающему гнев на рабов, чтобы родной сын увидел и устрашился.
«Сказал Я: только увидь Меня, извлеки урок!» - говорит пророк.[2] Происходящее в мире призвано привести народ Израиля к прозрению. Катаклизм, постигающий один из народов в отдалённом уголке планеты, зовёт к исправлению Израиль, чтобы эти беды не отыскали и его.
РаШИ акцентирует внимание на одном из аспектов этой Гемары Согласно высказыванию царя Давида, все шаги истории выстроены в соответствии с желанием Творца, а ещё, они соотнесены с нуждами Его народа.
ИЗРАИЛЬ - КАРТА МИРА
Народ Израиля, как это не странно звучит, влияет даже на погоду в море. Об этом прямо говорит Гемара: «И корабли, идущие из Галии в Эспамию обретают удачу только благодаря Израилю»
В те дни евреи не жили ни в Галии (современная Франция), ни в Эспамии (Испании). Суда, направлявшиеся в эти земли не имели прямого отношения к еврейскому народу. И всё же, если плавание протекало гладко, значит Всевышний усматривал в том пользу для Израиля.
Понимание такой причудливой связи требует особой глубины взгляда. Что бы не просходило в мире, доброго или злого, мерило, которым Всевышний судит, опирается на основу, выраженную в трёх словах: «Он наш Всесильный» – для нас.
Раби Цадок а-Коэн в книге «Праведность праведника» пишет: «А Израиль для каждого из поколений – карта Мира. И по мере обновления душ Израиля в данном поколении, меняется и Мир в эту эпоху»
В другом случае раби Цадок соотносит поступки народов с евреями: Придёт день и народы Мира станут оправдываться перед Творцом: «Мы построили множество мостов, захватили несчётно городов, провели немыслимое число войн – и всё это только для того, чтобы Израиль занимался Торой!»[3]
В будущем все народы придут к пониманию, что все их действия в Мире служили Израилю. Но признание это будет только на словах, ведь по правде, всё это они делали для собственной выгоды и награды ожидают напрасно.
И всё же, цепочка событий накручивалась так, чтобы, в конце концов в выигрыше остался Израиль. Даже если народы этого вовсе не желали.
Раби Эльхонон Васерман обсуждает в своих статьях перипетии эпохи в основном русле управления Всевышним Мира – пользе Израиля. В качестве примера он приводит Версальский договор, завершивший Первую Мировую войну. Договор заново определил границы государств, вовлечённых в конфликт. Рав Васерман пишет, что всё это было установлено Небесным Судом, и, в конечном счете, связано с Израилем. Даже катаклизмы служат возвращению евреев на праведный путь.
Рав Вассерман сказал это в годы, когда ещё никто не мог проследить связь между Версальским договором и судьбой еврейского народа. Только по прошествии многих лет стала ясна трагическая роль этого документа. Унижение Германии, которое являл собой Версальский договор , чувство национальной ущемлёности немцев, в конечном счёте привели к развязыванию Второй Мировой войны.
Раби Вассерман предвидел, что у этого, казалось бы, чисто политического документа, окажутся далеко идущие последствия для еврейского народа.
СВОБОДА ВЫБОРА ИЛИ ВЫБОР УРОВНЯ СВОБОДЫ?
Резкие перепады в ходе истории связаны с уровнем свободы выбора. Когда народ Израиля извлекает действительную пользу из своей свободы, диапазон возможностей расширяется. И, напротив, если свобода используется для зла, Всевышний меняет «условия на местности» и «поле деятельности» сокращается.
Этот принцип воплотился в жизнь уже на заре человеческой истории. Наибольшая свобода была дана Первому Человеку. Его проступок сильно ограничил выбор. Адам, изгнанный из Ган Эдена, очутился в мире, где время ограничивалось заботой о пропитании, а жизнь, – маячащей на горизонте смертью.
Впрочем, возможность выбора оставалась широкой. Жизнь длилась долго, позволяя в полной мере заняться самосовершенствованием. Но подаренное долголетие использовалась последующими поколениями не для добра. Как следствие, срок жизни резко сократился, возможность выбирать уменьшилась.
Грех подобен недугу, ограничивающему свободу передвижения. Каждое прегрешение приводит к новому препятствию.
Противоположный пример - жизнь наших праведных праотцев, Авраама, Ицхака и Якова, выбравших путь служения Творцу. Награда за этот отважный выбор - богатство и силы, позволившие укрепиться на выбранном пути.
Указанный принцип прослеживается на всём протяжении истории еврейского народа.
Пророчество исчезло из-за того, что к пророкам стали относиться без должного почтения. Не стало пророков - пренебрежение к ним прекратилось само собой.
Земля Израиля в конце эпохи Второго Храма была плотно заселена.. Но этот, сам по себе благословенный фактор, стал поводом для беспричинной ненависти. В результате "свободу враждовать" сменило Рассеяние, затруднившее общение.
Таким образом, если Израиль – Карта Мира, то уровень своободы выбора – язык прочтения этой Карты.
ОБЯЗАННОСТЬ ПРОЧИТЫВАТЬ КАРТУ
Прочтение карты Истории служит не только расширению кругозора. Раби Эльхонон Васерман пишет об изучении мировой истории следущее:
«Точно так, как мы обязаны понимать слова Торы, углубляясь в их сокровенное значение, следует осмысливать и перипетии событий, потрясающих Мир, отыскивая в них закономерности, установленные Торой…»[4]
Это тоже Тора, и её следует изучать. Правильная оценка событий укрепляет веру в Провидение. Пишет Рамбам[5]: «Творцу открыты все мысли и дела человека, Он следит и влияет на них каждый час и миг. Всевышний никогда "не оставляет землю", как утверждают люди, далёкие от понимания сути вещей..
Углубление в историю делает веру ощутимой. Любая историческая частность – ничто иное, как элемент Б-жественного плана.
Рамбан говорит удивительную вещь[6]:
«Не может быть у человека удела в Торе, пока не поверит, что всё происходящее с нами, все «случаи» – ни что иное, как чудеса, и нет в них ни «природы», ни «естественного порядка»».
Мы обязаны во всём видеть направляющую Руку. У Истории нет «естественного» хода, подчинённого принципу «причина и следствие», но есть Цель и Тот, Кто подчиняет всё этой цели. Мы обязаны «знать пути Его на земле»[7] и усвоить принцип: «всё, что делает Милосердный, – для блага делает»[8]
ПОПЫТКА РАЗОБРАТЬСЯ
Некоторые причисляют заповедь «оправдания (Небесного) Суда» к основным 613-ти заповедям. «Оправдание Суда» означает попытку найти справедливое объяснение Суду Всевышнего, признать его правым. Не следует довольствоваться «оправданием, высосанным из пальца». Искать нужно действительную причину и настоящий ответ.
Мысли Создателя неимоверно глубоки. Человеческим разумом не дано постичь мудрость, скрытую в Его поступках. И всё же, как это не странно, человек не освобождён от попытки это сделать.
Пишет раби Фридлендер: «Глубина Б-жественных замыслов не освобождает нас от стараний постичь всё, что способен извлечь наш ограниченный разум из поступков Всевышнего»[9]
У каждого события - целый ряд причин. Для примера: Гемара[10] насчитывает двенадцать (!) объяснений, почему Эстер пригласила Амана на устраиваемый ею пир. В конечном итоге выясняется - все двенадцать объяснений – верны.
Даже оценивая человеческие поступки, трудно ограничиться одним объяснением. Что уж говорить о необозримом многообразии причин, побуждающих Всевышнего направлять события, так или иначе. При этом, каждая из этих причин, при внимательном рассмотрении, открывает ворота сокровеннейшей Мудрости.
Недаром, пишет Рашбаг в книге «Кетер малхут» («Царственная корона»): «То – лишь кончики Твоих Путей, как же грандиозны их начала, ибо они – жизнь для тех, кто сумел их постичь!»
Ограничено человеческое сознание. Но это не освобождает от попытки понять хоть что-либо. Любое, пусть самое мизерное постижение путей Проведения, – условие и смысл человеческого существования.
[1]Йевамот,63,1
[2]Цефания,3,7
[3]Авода зара,2,2
[4]Кобец маамарим (Сборник статей), стр.81
[5]Рамбам. Перуш а-Мишна, предисловие к разделу Халак
[6]В конце главы «Бо»
[7]Теилим,67,3
[8]Брахот,60,2
[9]«Идём, увидим длань Б-га», стр.17
[10]Мегила,15,2
Теги: , история, Переводы, Холокост, "Распад над бездной"