Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Чтобы спорить или возражать человеку, следует, в первую очередь, показать, что вы пытаетесь его понять. Для этого есть отличный способ – стать на место оппонента, и попробовать говорить с его точки зрения. Итак, представим, что я – это он:
«Я живу в Израиле немало лет, в одном из «светских», или, скажем, полу светских городов. Вокруг много моих бывших соотечественников. Я приехал сюда… а почему я сюда приехал? - Ну, скажем, чувствовал себя на бывшей родине не совсем комфортно. С экономической точки зрения не то, что всё благополучно, но достаток в доме был.
Мешала неустроенность вокруг, оторванность от центров цивилизации, и её благ. И реализовать себя хотелось. Да и посматривали косо. Мол, почему ещё в свой Израиль не слинял. Короче, не знаю. Факт остаётся фактом. Я уже здесь. Я приехал.
Квалификация у меня есть. И английский – ничего. Иврит усвоил относительно быстро, хотя - пусть бы быстрей. Работать приходится, конечно, сверх головы. Жена тоже. Дочка подрастает, требует того, сего. Да и учиться ей надо. Сын после армии. Поездил по свету. Что-то там химичит. Все работают и периодически отдыхают. Ездят раз-два в год в Болгарию, Францию, ну, и, конечно же, в Лондон.
Единственный выходной – суббота. И это – проблема. Магазинчик, который рядом - по субботам закрыт. Доехать куда без машины – проблема. Да и с машиной – не везде проедешь. Сын только по субботам и может навестить, а транспорта нет. И это – раздражает.
А тут ещё – головная боль: как дочке найти пару, когда её мама – нееврейка. Не поженят. Потребуется ехать куда-нибудь, хоть бы на Кипр. А почему, собственно? Что не так? Приехали мы сюда законно. Работаем, платим налоги. Сын отслужил по полной. Я еврей, правда, только по маме. Отец со старшим братом ТАМ остался – навещает, старый уже, а к себе его я взять не могу. Не положено. Почему? Чем мы хуже?
Пройти дочке гиюр? Она, кстати, не возражает, - но ведь столько бюрократии. Да и взваливать на себя то, чего не хочется – не серьёзно. А записаться еврейкой – почему бы и нет. Ведь моя кровь.
Сын обрезан. Я не хотел, жена настояла, мол – чтобы всё, как у людей. Вот и ходит - обрезанный нееврей. О гиюре он и слышать не желает. Девушки, мол, не спрашивают, а жениться - в ближайшем обозримом – не к спеху. Вон, в жизни, сколько всего, всё потрогать хочется.
Короче, всеми этими еврейскими штучками мы не заморачиваемся. Мы – израильтяне на все сто, и этого на наш век хватит. Ортодоксов мы не видим. Только иногда промелькнёт, где-то там, чёрная шляпа. Выглядит, как инопланетянин из сериала. Вообще-то я не против религии. Не против любой. И против ортодоксов ничего не имею. Но в наш век интернета это, простите, анахронизм. Какое, скажите, отношение ко мне или к нынешней жизни имеют какие-то обряды, придуманные давным-давно, сотни лет назад. Что мне с них?
И вообще, зачем замыкаться в собственной национальности? В наш век глобализации, к чему это копание в древностях? Мы - граждане замечательной страны, все заинтересованы в её процветании, все стремимся к миру и спокойной жизни, так зачем нам выискивать проблемы, тянущиеся из далёкого прошлого? И поэтому, когда я слышу, как люди, пришедшие из средневековья, пытаются изменить мою жизнь, во мне поднимается возмущение и естественная неприязнь.
Тем более, «их», как бы, «праведность» не многого стоит. Если судить по тому, что о них говорят, пишут и показывают, ничто человеческое им не чуждо. Более того, они зря напяливают на себя личину «святых», - вон, сколько среди них и «вороватых» и «озабоченных», а то и чего похуже.
Тем более, как известно, в армии они не служат, налоги не платят, не работают, плодят детей без всякого разумного предела, рассчитывая, что государство, по доброте своей, всё возьмёт на себя!» И т.д., и т.п.
Удалось ли мне влезть «в шкуру» светского еврея, не знаю. Если пренебречь целой россыпью предвзятостей, пропагандистских штампов и нелепостей, «герой» придуманной «легенды», со своей «колокольни», считает себя правым, и вряд ли с этой «высоты» слезет. Он ушёл слишком далеко. Он сжёг мосты. Ему некуда возвращаться. Этот «еврей», так сказать, – в точке не возврата.
Нет ничего, что могло бы его побудить изменить свою жизнь. Он умер для своего народа. Он «выбрал» свой путь, когда прервал цепочку еврейских поколений, когда добровольно сел в поезд, идущий в «комфортный» Освенцим – в ассимиляцию. Он весь – в материальном настоящем. Его еврейская душа в столь глубоком плену, что освободить её может разве что чудо. Да и сама фраза «что-либо менять» покажется ему неуместной, бессмысленной и даже бесцеремонной: «мол, ваше какое дело»?
И, действительно, вся цепочка поколений, донёсшая до него своё еврейство, засохла в нём, словно повреждённая ветвь старого дерева. По словам одного моего знакомого, термин «бааль тшува» применительно к еврею, так далеко ушедшему от своих корней - не актуален. Его, если чудом очнётся от этого коматозного сна, иначе как «восставшим из мёртвых» назвать нельзя.
Еврей в этом человеке не просто умер, он истлел, и в останках, даже если постараться, трудно отыскать кусочек духовного ДНК, позволяющий восстановить его еврейский облик. Он действует, как существо, для которого жизнь – случайная вспышка в кромешной ночи, в которой ни смысла, ни цели нет.
Если бы всё шло от незнания, от вынужденных обстоятельств (а так бывало) – ему можно было бы посочувствовать: ««Игра», как говорится, сделана, и жизнь, в основном, прожита».
Но, в том-то и дело, что у «придуманного» героя – никаких терзаний. Он – «в порядке». Он – атакует. Главное в его видении мира – всё, что не служит «моей» пользе, не имеет значения. Его кредо - всё, что за пределами «моего» понимания, не существенно. Нет истории, нет духовной работы прошлых поколений, как нет и преемственности. События прошлого могут вызвать обывательский интерес, и не более. Всё, что будет в будущем – имеет значение постольку, поскольку затронет «меня». Общность с другими людьми состоит лишь в общности добычи или противостоянии общему врагу. Враг – это тот, кто мешает «моему» благополучию.
Впрочем, всё это ясно и без слов. Остаётся лишь сказать – наша Традиция – полная противоположность этому мировоззрению. Оттого еврейский народ и вечен. И потому всё сказанное, ни к якобы еврейской «заносчивости», ни к «высокомерию» отношения не имеет. Весь долгий и тернистый путь нашей истории – этому свидетельство.
Теги: , Оголтелый оптимизм