Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Я их понимаю. Нужно было как-то всё объяснить. Случайность, и они это прекрасно сознают, здесь не причём. Раз мир существует, раз существует невообразимое число видов растений, животных и птиц, если, наконец, существуем мы, люди, такие необычные и противоречивые существа, то это всё нужно как-то объяснить, перевести «случайность» в закономерность.
Религиозным проще. Б-г сотворил всё, и остаётся лишь жить да радоваться и Его благодарить. Законы жизни как на ладони, смысл жизни ясен, что делать в жизни – тоже. А если мы не можем вот так, просто и ясно смотреть на реальность? Если мы воспитаны совсем в другой среде, с другими установками? В условиях, где слово «Б-г» - вызывает неловкость и смех? Тогда дело - швах. Рано или поздно, мы должны с этим разобраться. Хотя бы для того, чтобы ответить на неискушённые вопросы наших детей – что и почему, откуда всё идёт, почему мир устроен так, а не иначе, почему хорошо – это хорошо, а плохо – это плохо.
И, глядишь, кое-кто об этом позаботился. Теория эволюции всё «объясняет». Не было никакой случайности, всё шло естественно и долго. От одного - к другому, где - постепенно, где – скачками. Меняясь, от одного свойства – к иному, от существ простых – к усложнённым. От одних – другим. Малюсенькими шажками, которые не заметны не только взгляду одного человека, но и целому ряду поколений. Накапливаясь постепенно и неотвратимо, превращая незнакомый и чуждый нам мир в нечто привычное и реальное, в то, что мы видим в нашей теперешней жизни. Счёт идёт не на столетия, и даже не на тысячелетия, - сотни тысяч, миллионы и миллиарды лет, пока, из немыслимых для существования жизни, условий, наша планета не превратилась в густонаселённое живностью, в радостно цветущее, полное живого энтузиазма, трепещущее волшебство. Включая нас, бедовых «продуктов эволюции».
И движителем всего этого природного чуда, вездесущим и необходимым инструментом эволюции стал «естественный отбор». То есть «простое и понятное» свойство выживать тому, кто имеет для этого больше предпосылок. Пусть даже эти предпосылки микроскопически малы – они, так или иначе, оказываются предпочтительней для выживания и, в конечном счёте, определяют, кому жить и продолжить существование, а кому – умереть, сойти с дистанции под названием жизнь.
Естественный отбор – «чаша Грааля», счастливая идея, «светлый луч» в тёмном царстве «суеверий» - объяснил всё. Мы можем жить спокойно. Жить – не тужить. Не заморачиваться глубокими вопросами. Смысла жизни нет, но, что поделаешь - продукт эволюции, он и есть продукт эволюции. Сегодня живём – а завтра умрём, будто и не жили. Этические вопросы – ну как же без них, - не более чем законы общежития. Мы ведь цивилизованные звери, друг друга, вот так, с места в карьер, не едим.
Дотошные люди спрашивают: а кто сказал, что всё это, то бишь эволюция, движимая естественным отбором, действительно имела место. Кто сказал, что животные, пусть и за долгое время, действительно меняют свой вид и повадки. Пусть и за миллионы лет – но зачем? Кто сказал, что естественный отбор работает так, как учёные желают, чтобы он работал, кто сказал, что естественный отбор – и в самом деле панацея, могущая объяснить всё. Кто проверил, что он, этот чудодейственный двигатель, действительно работает так, как ему приписывают и предписывают. В экспериментах недостатка нет, опытов – невпроворот. Да только выводы ограничены, двусмысленны и туманны. Хочешь – объясняй так, а хочешь – иначе. Данных много, да все – о двух концах.
Ну, и что, - скажут эволюционисты, как ни в чём не бывало, - если этим, то есть естественным отбором, можно всё объяснить, почему этого и не сделать. Если теория укладывается в реальность – значит, она верна! А самое главное – уж больно естественный отбор нас выручает. Благодаря этой «счастливой» идее, мы можем сбросить путы «мракобесия» и «суеверий». Объяснив себе и людям, как могло быть без «гипотезы Б-га», мы получаем в награду свободу и ещё раз свободу, и живём, пока живём, а там – какая разница?
Агностикам сложней: объяснения учёных-эволюционистов – говорят они, - больше смахивают на отмазку. Нужно было что-нибудь придумать, вот и нашли. Но, с другой стороны, какова альтернатива? Б-г, который всё создал? Но кто создал самого Б-га! Он-то – откуда взялся. Ведь если мы предполагаем, что всё сложное и разумное, что есть в мире – подразумевает разумного создателя, то и сам этот разумный создатель был создан кем-то, кто не в меньшей степени разумен. «Наличие» Б-га ничего не объясняет. Получается замкнутый круг. Парадокс, которому нет решения!
Но действительно ли - нет? Но в самом ли деле круг замкнут? Давайте дадим простое определение. Что такое творение? – Объект, у которого есть творец. Если предположить, что и творец был сотворён, значит и сам он – творение. Курица вылупилась из яйца, яйцо – из курицы, курица – из яйца…. И пошло, и поехало в тот же замкнутый круг. Но если предположить, что Некто, не похожий на яйцо, когда-то сотворил первую курицу, способную нести яйца, то парадокс разрешается. И это не просто притянутое за уши решение, это – вывод неизбежный.
Но, - скажет дотошный человек, - вопрос остаётся: кто создал создателя курицы? И опять – бесконечная цепочка «творение-создатель». Но это не так. Если под «курицей» мы примем весь в совокупности мир, всё созданное и существующее во вселенной, если мы скажем, что Создатель – он Творец всех на свете творений, но сам не являющийся творением, и Он и есть Тот Самый и Единственный, которого мы называем Б-гом, то все парадоксы решаются мгновенно.
Если мы попробуем снова спросить: а кто же создал Б-га, наш вопрос окажется нерелевантным, потому что будет противоречить только что данному нами же самими определению: Б-г по определению - Создатель всех творений, Он – первоисточник, Он – начало начал. Он – Создатель и времени, и пространства, и всех понятий, которыми мы оперируем в нашем, ограниченном, как и все творения, разуме. То, что мы Его не видим, то что мы ничего о Нём не знаем, не отменяет того факта, что Он – Творец всего сущего.
Как бы мы ни пытались, как бы ни напрягались, какие расчёты или измерения ни проводили, мы останемся лишь в пределах сотворённого мира. Что бы мы ни сказали – наши слова останутся в статусе ограниченных понятий, и будут означать лишь сотворённые объекты. Какая бы высокая мысль нас ни посетила, она не в силах выйти за рамки образов материальных или пусть даже духовных, но тоже – сотворённых. Быть может, мы научимся прыгать из одной галактики в другую, быть может, мы обнаружим параллельные миры, быть может, мы заглянем когда-нибудь за край времени, но и тогда Творец, создавший всё это, останется за пределом нашего постижения. Просто потому, что Он единственный – не творение, но Создатель всего и вмещающий всё. Тогда как Его вместить никто и ничто не способно.
Это трудно понять. Это трудно принять. Это накладывает ответственность. Отсюда следуют выводы. Но это факт. Впрочем, как уже говорилось, кое-кто предпочитает «естественный отбор»….
Теги: , Оголтелый оптимизм