Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Есть категория людей, которые терпят нежданное для себя фиаско в дни Суда. Более того, эти люди даже не подозревают, что проигрывают процесс ещё прежде, чем он «стал на рельсы». И всё из-за того, что есть вещи, которые, не дай Б-г, попросту препятствуют проявлению милости к ним. Вот одна из них.
Сказано[1]: «Не суди ближнего, пока не окажешься на его месте». В чём суть этого предостережения? Испытание, постигшее другого человека — это ситуация, упакованная в специфический конгломерат духовных сил, ума, состояния и окружения конкретного человека. Вы же понимаете — интеллект любой личности безнадёжно индивидуален, так же как и его восприятие мира. Учитывая ещё целый ряд факторов, уникальных для каждого отдельно взятого человека, мы неизбежно придём к выводу, что «оказаться на месте» кого бы то ни было, и, соответственно, иметь право его судить — невозможно по определению.
Всё, на что способен человек — это, так сказать, взглянуть в глаза ближнему, судить «по одёжке». В отличие от нас, Всевышний смотрит прямиком в сердце человека. Только Творец, который по определению — вместилище всех миров и их «хитросплетений», — только Он и знает настоящую цену всему на свете, а потому — только Он и есть Судья. Человек же, на каком бы уровне не находился, — даже Моше Рабейну — способен видеть лишь «поверх воды».
Да, у нас есть обязанность увещевать ближних. Но это, — своего рода, врачебная должность — лечи, как ты видишь, и суди по тому, что перед твоими глазами. Но думать, что мы способны проникнуть в горнило побуждений других людей — по меньшей мере, самонадеянно, а по сути — невозможно.
Всё что мы можем попытаться — найти оправдание поступков ближних, даже если это кажется далёким от действительности. Это вполне в наших силах. Чтобы облегчить задачу, мы должны вспомнить одну нашу «природную» склонность — возносить своё эго за счёт падения других людей. Да-да, так уж мы устроены. Превозмочь эту нашу «милую» странность можно, но для этого нужно впасть в другую крайность[2] — начать старательно оправдывать других.
Другими словами, человек, обнаруживший себя в прокурорском кресле на чужом процессе, должен незамедлительно взглянуть вверх. Там ему приготовлен «сюрприз». Он с ужасом обнаружит, что вовсю идёт суд над ним самим, и на снисхождение рассчитывать не приходится. На милость человек может уповать, лишь сбросив прокурорскую мантию и срочно переквалифицировавшись в адвоката.
Если вам это удастся, тогда, быть может, речь небесного обвинителя и на вашем личном суде будет остановлена, и слово дадут защитнику.
Таким образом, не исправив данный недостаток перед Рош а-Шана, человек рискует проиграть битву, и проиграть по крупному, даже не успев осознать почему.
По книге раби Элияу Элиэзера Деслера «Михтав ми-Элияу», том 5, стр. 87.
[1] Авот, 2, 4.
[2] Посмотрите, кому интересно, в РаМбаМ, Дэот, 2, 2
Теги: Еврейство