Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Известно и переговорено, что человеку дано выбирать и свой путь, и свои поступки, как написано (Дварим, 30, 19): «Жизнь и смерть дал Я пред тобой… и выбери жизнь».
С другой стороны, невозможно человеку совершить, что бы то ни было, плохое или хорошее, если это уже не предрешено Творцом. И получается, какую бы линию поведения в отношении ближнего человек не избрал, будь-то со знаком «плюс» или со знаком «минус» - всё заранее «схвачено» и определено Свыше.
Остаётся лишь понять: какую же тогда роль во всём этом играет тот, кто совершает поступок?
Об этом однозначно говорит Рамбан (Берешит, 15, 14): «Пусть даже жертве преступления постановлено умереть насильственной смертью, тем не менее, разбойник, который это осуществил, несёт полную ответственность за убийство, и будет наказан за пролитие крови «приговорённого», как преступник и убийца».
А всё дело в том, что сделал он это не по Закону, что равнозначно пролитию невинной крови. Не в нашей прерогативе умерщвлять преступника, это – обязанность Бейт-Дина, во времена Храма и по закону Торы.
С другой стороны, тот, кто убил человека «достойного смерти», несёт ответственность лишь за свой выбор и за свой умысел, но не за результат. Почему не за результат? – А потому, что, говоря по правде, его поступок ничего не изменил, - убитый и так был обречён, и всё равно бы погиб, так или иначе. Просто преступному выбору убийцы для осуществления злого дела был «подставлен» тот, кто и должен был умереть.
И даже будь заранее известно, - скажем, через пророчество, - что кому-то «выпало» умереть, тем не менее, убийца - если убил из ненависти или корысти, - несёт полную ответственность и отвечает по всей строгости Закона.
Но почему? Почему человек, который выбрал осуществить зло, которому и так предназначено случиться, должен быть наказан по той же «статье», что и «обыкновенный» злодей? Почему мера ответственности не меняется, притом, при всём, что ни к чему, кроме предрешённого, предначертанного результата, этот выбор не привёл?
Ответ прост: человек сознательно выбрал зло, выбрал его «для себя». По глупости, по самодурству, из корысти или из ненависти, не важно – он ВЫБРАЛ зло.
По книге раби Элияу Элиэзера Деслера «Михтав ми-Элияу». Том 4, стр.93-94.
Теги: , Еврейство