Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Знания о мире разделяются на три ветви. Одна из них – мудрость созидания. Это – наука о физических телах, их свойствах и взаимодействиях. Другая ветвь, другая премудрость – создание систем и технологий, использующих эти тела и их свойства, другими словами – прикладная наука. И, наконец, третья ветвь и главная – Б-жественная Мудрость, то есть познание, насколько это возможно, Творца и Его Учения. Эдакие три премудрые сестрицы.
Первые две – для утилитарной пользы человека, его материальных запросов и потребностей. Третья же сестрица – духовная составляющая жизни человека, возвышенное его богатство, душевное удовлетворение. Первые две сестрицы – при всём их разнообразии и сложности, - служат третьей, и именно она, эта последняя, определяет меру и потребность этой службы.
Например, знание законов движения небесных тел, - солнца, луны, звёзд – призваны помочь в определении новолуния, начала месяцев, года и их прибавлений (ибур), а также дат праздников. Математические навыки и понятия пригодятся, среди прочего, для высчитывания числовых значений слов (гематрий), и всего, что с этим связано, определения и разметки субботних границ, расчёт долей в партнёрских отношениях (шутафим) и т.д, и т.д. И это касается всех областей человеческих знаний, как бы полны и разнообразны они ни были, все – лишь прислужницы главной сестрицы – духовного постижения. Для евреев это означает изучение и соблюдение Торы.
Почему? Да очень просто. Сущность человека, да и народов, определяется не технологией, не уровнем материальных благ, но духовной составляющей, цельностью и богатством их духовных запросов. Более того, само по себе, материальное благополучие вовсе не гарантирует духовное здоровье человека. Наоборот, духовная составляющая – вот ключ и к материальному удовлетворению. Разве не написано [1]: «Если по Законам Моим поступать будете и заповеди Мои охраните… то дам Я дожди в нужное время, и земля произведёт урожай, и деревья полевые дадут свой плод …». То есть, материальное благополучие – прямое следствие духовной зрелости. А ещё: «Распахнёт длань Свою и насытит желание всего живого» - А это, ко всему прочему, и потребности телесные.
А ещё – победа над ненавистниками, легко и просто, в тиши и покое: «И вкусите хлеб ваш вдоволь, и станут преследовать из вас пятеро сотню…», «и будете обитать в покое на земле вашей… и дам Я мир в стране вашей».[2] И всё это потому, что духовность идёт впереди всего - в народе, земле и стане. А отсюда и каждому – добро и светло. И доходит до того, что и уксус пылает, как оливковое масло высшей пробы, и вино в бутылочке - разливаешь-разливаешь, а не иссякает.
Вы спросите: а в какой пропорции всё это, материальное и духовное. И это ясно: главное – во главе, а второстепенное – на закуску. Мудрецы чисто сказали: Тору учить – постоянно, ну а заработок – как придётся. Именно так, не наоборот.
И когда мы говорим, что знания и мудрость Торы - сестрица старшая и главная над двумя другими сестрицами-премудростями, это не только в цельных и непререкаемых её заповедях, превосходство здесь - во всех чертах, в каждой ресничке. И споры из Торы, и сомнения в сомнении (сфек-сфека), и даже кажущиеся нестыковки - любая крупинка и пылинка, в которой Торы отсвет – есть главные над полнокровными мудростями земных наук и знаний. И не в обиду им, а в хвалу.
И спросит уязвлённый читатель: что-то уж совсем забитыми выглядят наши сестрицы-премудрости земного света белого. Вот тут самый искус и выходит: эти-то три сестрички недаром сёстрами названы – все три на самом деле изначально в Торе живут и благоденствуют. Мы можем глядеть на звёзды и видеть в них отсвет Создателя, а можем – и это гораздо логичней – смотреться в зеркало Творца, в его Тору и увидеть все знания и чудеса, наполнившие мир. Все знания, в том числе земные – там. Ведь Тора, по сути, и есть настоящий мир, просто там этот мир не ограничен ни временем, ни пространством. И то, что есть здесь, мы увидим и там, только без искажений, в настоящем и полном воплощении. Но об этом – в другой раз. Как говорится – без обетов.
По мотивам шестой главы книги раби Йошуа Аарона hеллера «Маоз а-дат».
[1] Ваикра, 26, 3.
[2]Там же, 5, 6, 8.