Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В 622(-3138) году родился человек, оставивший особый след в истории. Звали его Ханох, сын Ереда, сына Меалалеля, одного из потомков Шета, сына Адама. Ханох прожил триста шестьдесят пять лет. Оценивая его, мнения комментаторов Торы не однозначны. Мидраш[i] говорит о нём, что "иногда он был праведником, но иногда склонялся и к злодейству". Глядя на его положительное влияние на человечество, такую "плавающую" характеристику трудно понять.
Но дело было в следующем. Как правило, чем больше усилий человек прилагает в борьбе со своими дурными наклонностями, тем большей похвалы он достоин. В сущности тот, кому удаётся справиться со своей тёмной стороной - настоящий герой. Более того, человек, уклоняющийся от боя с врагом, пытающийся обойти его втихую, не вступая в конфликт, не похож на героя, который бесстрашно идёт врагу навстречу, чтобы сразиться с ним лицом к лицу и победить.
И всё же, человек осторожный, действующий опосредованно, чувствует себя уверенней перед врагом, поскольку отдаление от врага уменьшает вероятность попасться ему в лапы. В открытом же бою, человек рискует больше, ведь в этом случае победа не гарантирована, пусть даже победа и почётней.
Таким бесстрашным и бескомпромиссным героем и был Ханох. Он не признавал путь осторожных, он даже не пытался ограждать Закон, он не заботился о пространстве для манёвра, даже если это было чревато угодить в ловушку дурного начала, но поступал в точности, как повелел Творец. Если перед ним была заповедь, он исполнял её буквально, и с изумляющей всех скрупулёзностью, не обращая внимания на усиленное противодействие зла. Более того, он порой сознательно создавал себе ситуации, граничащие с преступлением, чтобы успех и победа ощущались острей. Иногда он балансировал на самом краю пропасти и всё же находил в себе силы не упасть. Такой бравадой, по его мнению, он с большей полнотой исполнял желание Творца и прибавлял в мир прославление Его Имени. И в этом Ханоху не было равных.
В сущности, иногда его поступки выглядели, как настоящие злодейства. Он нарушал принятые нормы, он пренебрегал всеми мерами предосторожности, соблюдавшимися благонравными людьми, чтобы не вступить в прямой конфликт с дурным началом. Он, не задумываясь, перешагивал ограды, поставленные на пути греха. Он не боялся замараться, оказавшись в непосредственной близости от дурного дела. Порой, он вёл себя, как настоящий злодей, не боящийся вводить себя в ситуацию, из которой выход чрезвычайно затруднителен. Он и был похож на злодея, но им не был. Настоящие злодеи рушат препоны для собственного удовлетворения. Но не это двигало Ханохом.
У него был особый взгляд на вещи, своё видение служения Творцу. Ханох считал, с известной долей правоты, что человек, созданный с дурным началом, должен постоянно осуществлять выбор, различая между злом и добром, по желанию Создателя. Ханох видел назначение человека в постоянной войне с собственным дурным стремлением, чтобы побеждать его беспрестанно, как сказано[ii]: "Пойдём, покорим дурные желания, и обретём награду..."
Такой подход к служению Создателю, при всей своей привлекательности, был весьма проблематичным. Ханох был похож на того, кто танцует на углях и каким-то чудом избегает ожогов. Мало того, что Ханох сам не ведал и не был уверен, что всегда победит в своих схватках с дурным началом, мало того, что постоянная война, так или иначе, не довела бы его до добра, - всё это плохо влияло на его современников. Многие, воодушевлённые примером, шли по его стопам, и, как правило, проигрывали. К тому же люди легче усваивают плохое, нежели хорошее. Большинству были невдомёк истинные побуждения Ханоха, играющего с грехом. Люди, поддавшись обманчивой браваде, не обладая духовным могуществом Ханоха, гибли всерьёз. Ханох, по сути, попрал главное правило праведности - отдаление от зла. Зло не казалось уж таким страшным, если Ханох так лихо его побеждает, и даже люди, которые бы удержались от дурного дела, опасаясь приблизиться к греху, теперь, поддавшись обаянию силы Ханоха, незаметно для себя погружались в мутный омут вседозволенности.[iii]
И всё же, благодаря своему обаянию, Ханох обретал популярность, а с нею и влияние. Все местные правители признали главенство Ханоха. Более того, все, кто имел до того власть, пришли к нему и просили стать царём над всей землёй и всеми городами. И установил Ханох мир среди них, и правил над всем человечеством 243 года, соблюдая справедливость и суд для всего народа. Ханох написал книгу «Шельшелет а-кабала», и множество других сочинений, проникнутых Б-жественным знанием. Но большинство из этих книг человечество не сохранило, и не следовало идеям, изложенным в них.
Ханох был первым, кто сочинял книги по астрономии. Он вёл упорную борьбу с потомками Каина. Ханох был великим мудрецом и праведником в том, что вернул народы к служению Всевышнему. Он определил значение звёзд, и дал веру всем народам, во всех уголках населённого мира, соотнеся её с условиями жизни и местности, разделив всю землю на семь климатических зон, в каждой из них определив свой, особый, образ жизни.
Ханох предписал, чтобы праздновали праздники и возносили жертвы в специально предназначенные для этого дни и часы, в соответствии с устройством звёзд. Некоторым он заповедал не есть определённую пищу, другим запретил сближение с жёнами во время месячных.
Он открыл значение духовной нечистоты мёртвых и объяснял, каким образом сделать жизнь в городах и поселениях размеренной и удобной. Он разделил людей на три категории: священники, правители и народ. Он определил множество других вещей, включая знание, когда прибавлять к году дополнительный месяц, то есть, как делать год високосным. Эти знания он передал Ноаху. Сыновья Ханоха: Метушелах, Элишуа и Элимелех. Дочери его: Малка и Наама.[iv]
Эпоха Ханоха - один из немногих проблесков, когда казалось, что человечество исправит свой путь и вернётся к полноценному служению Всевышнему, что всемирной Катастрофы можно избежать. К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться.
Из книги "До Потопа и после".
[i] Мидраш Рабо, 25
[ii] Авода зара,17.
[iii] Хохмат Мацпун, раби Моше Авги по "Торат мусар"
[iv] Сефер а-яшар.
Теги: Немножко Торы