Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кейсария, часть 2.

Отложить Отложено

Один из символов Кейсарии - ворон

Продолжаем рассказ про Кейсарию, начатый вчера

Гуляя здесь, невольно ищешь изобразительный символ. И один из них – чёрные, наглые, жестокие, властные и артистичные вороны. Их громкие хриплые голоса слышны отовсюду, как и храп прибоя.

Кейсария чисто римский город, со всеми имперскими "культурными" прибамбасами и спесивостью, такими знакомыми нам по сталинской архитектуре. Удивительно, как евреи могут восхищаться столице язычества здесь, на Святой земле, земле Храма и народа, принесшего в мир саму идею единобожия?

Театр в Кейсарии

Как может Ирод быть для нас "Великим"? Хотя строителем он был действительно великим, построил здесь большой искусственный порт с волнорезом длиной 400 метров, внутренней частично выкопанной гаванью и набережной. Сейчас на молу и набережной ресторанчики (осторожно! очень некашерные!).

бухта

Вторая вещь, которая в Кейсарии везде и всюду, и она преследует своей навязчивостью – греко-римские колонны. Колонны, символ величия и богатства ушедших эпох, новыми захватчиками (по-видимому, крестоносцами) вмонтированы как строительный материал в основание волнореза. Обратите внимание – кладка под колоннами идеальна, камни подогнаны с большой точностью и имеют характерную рамку-кантик по периметру, что как раз и характеризует иродианское строительство, как и на камнях стен Храмовой горы. А камни вверху колонн – грубее и кладка не такая точная.

Колонны вмонтированы в основание волнореза

 

В этом круглом римском колодце было найдено много свинцовых скрученных как свиток записок с надписями магического содержания – колдовства и проклятий. Прошли тысячелетия, но увы, откроешь русскую газету – а там и маги, и приворот, и гадания, и всякая другая нечисть, запрещенная Торой.

колодец для общения с потусторонними силами

 

Фу! Чё? Фукаччо – свежий ароматнейший круглый хлеб, посыпанный крупной солью и чесноком.  Материализация римского чревоугодия.

 Кейсария - фу! Фука! Фукаччо!

Надо отдать должное стараниям кейсарского музея: показывают целых два (по израильским понятиям отличных) фильма об истории Кейсарии, и везде расставили таблички с описаниями мест и их графической реконструкцией. Ипподром сегодня и тогда.

Так ипподром выглядел пару тысяч лет назад

Фрагмент ипподрома на набережной Кейсарии

 

А так выглядел театр. В дождь и жгучее солнце его полностью перекрывали сверху.

Реконструкция театра Кейсарии

 

А еще – пальмы в Кейсарии выше других, горделивее, толще, стройнее и зеленее.

Пальмы Кейсарии

 .

Современные крестоносцы были очень приветливы:

– Говоришь по-русский? Откуда? Московский? Мы – польский! Мы – капуцины!

 

Интересную фишку запустили в музее – нажимая на монитор, посетитель может как бы вызывать души исторических персонажей и задать им вопросы – тоже нажатием пальца на экран монитора. На прозрачном экране появляется проекция – на фото – раби Абау, рав Кейсарии, который на всех туристических языках «отвечает на вопросы». Довольно интересно, (вопросы, конечно, не очень в тему), но вот незадача – евреям как раз запрещено вызывать духов, а здесь на этом все и построено, хоть и понарошку.

проекция на прозрачный экран вызывает иллюзорность нереального

Раби Абау был раввином Кейсарии примерно через триста лет после её постройки Иродом. В Кейсарии в то время находилась резиденция римского проконсула, и здесь же была большая, очень хорошо организованная община христиан, которая уже пользовалась поддержкой властей. Несмотря на все это, раби Абау восстановил древнюю синагогу, которая упоминается еще у Йосифа Флавия как место, где зародилось восстание против римлян (Иудейские войны, 2, 14, 3). Вавилонский Талмуд сохранил для нас некоторые высказывания раби Абау, которые актуальны и сегодня:

Будь всегда среди преследуемых, а не среди преследующих; из всех птиц небесных наиболее преследуемая – голубь, и из всех птиц небесных один лишь голубь был удостоен быть принесенным в жертву на жертвеннике (Бава Кама, 93а).

Мир держится заслугами тех, кто по скромности своей ведут себя так, как будто их и нет (Хулин, 89а).

И праведнику недоступна та высота, какой достигает грешник своим раскаянием (Санедрин, 99а).

 

Саркафаг

 Восхитительные резные по камню орнаментальные узоры – "моя слабость", в том, "нашем" музейном, понимании:

 

Целый день размышляя о взаимосвязи красоты и святости, я так и остался в сомнениях... Можно ли восхищаться языческим искусством?  Форма или содержание?

  Кейсария

Впору сказать здесь благословение на разрушение языческого святилища, как постановляет Шулхан Арух (227) по трактату Брахот:

Благословен Ты... вырвавший идолов из нашей земли!

 

Теги: Шулхан Арух, Средиземное море, Музеи, Архитектура, тума, Цари, Ирод, Моя слабость"