Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

15. Остановка Хацерот. Горести еврейского народа

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Учение Мусар: 42 ступени духовного подъема человека»
Темы: Хаим Бурштейн, Мусар

Беспричинная ненависть, задерживающая возведение Храма. Гордыня — корень греха. Принятие верного решения.

На этом уроке цикла рава Хаима Бурштейна «Учение Мусар: 42 ступени духовного подъема человека» пойдет речь о том, как не быть ослепленным той реальностью, которую человек сам себе создал, и не прийти ко лжи. Хацерот — это дворы, в том числе — дворы Храма. Но здесь комментаторы объясняют, что «хацерот» — это «хет» + «царот», то есть грех и горести: горести, к которым приводит людей грех. К горестям, как это ни странно, приводит евреев на этой остановке перепись населения.

Перепись была дана народу как заповедь, и она должна была стать «вознесением головы». В буквальном переводе первая фраза главы Торы «Ки Тиса» звучит так: «Когда поднимешь головы сынов Израиля…». Каждый еврей должен был дать по половине шекеля на нужды Храма. Зачем нужно пересчитывать евреев, если Вс-вышнему известно их число? Пересчитывают то, что представляет ценность — и если бы Вс-вышний Сам пересчитывал людей, то не каждый бы в тот момент оказался возвышен. Поэтому Вс-вышний повелевает совершить этот пересчет во время исполнения святой обязанности — жертвования средств на Мишкан, переносной Храм.

Корень всех бед еврейского народа заключается в Золотом Тельце. Золотой Телец был создан на этой остановке — Хацерот, — и произошло это потому, что народ не дождался спуска Моше-рабейну с горы Синай, где тот находился 40 дней. Дурное побуждение затруднило евреям ожидание — и то же самое постоянно происходит и сейчас. Мы не всё получаем тогда, когда мы этого хотим, и во многих случаях от нас требуется только терпение.

В недельной главе «Ки Тиса» говорится, что самое главное — заключить завет с Б-гом и не заключать завет с язычниками. Завет предполагает обмен культурными ценностями, а союз с язычниками непременно приводит к духовному падению еврейского народа. Вс-вышний же ожидает от нас святости, поэтому Он проявляет ревность и спорит с каждым человеком, исказившим свой духовный образ.

Материалы по теме


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше